Украина идёт на абордаж

Несмотря на то, что официально встреча глав МИД России и Украины была приурочена открытию украинского консульства в Нижнем Новгороде в день двадцатилетия установления дипломатических отношений между странами, она прошла отнюдь не в праздничной атмосфере. Переговоры сторон касались газового конфликта, очередным этапом которого стал запрет на импорт украинского сыра в Россию. Формальной причиной эмбарго послужил избыток пальмового масла в импортируемых продуктах. В действительности, причина кроется в нежелании Украины присоединяться к Таможенному союзу.

В ответ на это, по сообщениям прессы, украинская сторона решила обложить налогами Черноморский флот в Крыму, если эти объекты не будут возвращены Севастополю. Российская сторона опровергла информацию о планах Киева. Однако во время текущей инвентаризации власти Севастополя вдруг обнаружили, что ЧФ незаконно эксплуатирует 38 причалов. Причём в соглашение двух стран об условиях аренды отсутствует какая-либо информация об этом. "К сожалению, совсем недавно мы выяснили, что 38 причалов, которые используются ЧФ России, не вошли в межправительственное соглашение. Только сейчас мы подняли вопрос, что нам необходимо вернуть их городу, либо требовать компенсацию. Справедливость должна быть - заявил первый заместитель председателя Севастопольской городской администрации Сергей Савенков.


По его словам, исторически сложилось так, что ЧФ использует более 50% причалов города, который заинтересован в своём собственном развитии. "Сейчас России сделано предложение о том, что много причалов и территорий не загружены и не используются так, как должны использоваться... России предлагается осваивать эти территории, инвестировать в них, для того чтобы город и порт развивались не только в военном направлении", – сказал Савенков, добавив, что на рассмотрение Москвы предложено шесть пилотных проектов, касающихся, в том числе и развития арендуемых ею территорий.


И не важно, что в апреле 2010 года президентами двух стран Дмитрием Медведевым и Виктором Януковичем было подписано соглашение о продлении срока пребывания ЧФ в Крыму до 2047 года с возможностью дальнейшей пролонгации. В результате сделки Украина получила тридцатипроцентную скидку на российский газ. Но спустя некоторое время Киев счёл эти договорённости несправедливыми и потребовал от России не только снижения газовой цены, но и возвращения ряда переданных в аренду объектов в Крыму.


Россия прямо заявляет, что решение газового вопроса будет зависеть от того, пойдёт ли Украина на сближение в рамках Таможенного союза, а затем и единого Евразийского экономического пространства, или нет. Если да, то цена на энергоносители будет одна, если нет - совсем другая. И этот выбор относится не только к газу. Посол РФ на Украине Михаил Зурабов недавно намекнул, что ждёт Украину, если она не захочет интегрироваться в Таможенный союз: "Когда-то Россия и Украина были единым технологическим народно-хозяйственным комплексом. Если мы в ближайшее время не получим для себя внятный исчерпывающий ответ, то это будет означать, что при тех гигантских экономических и финансовых возможностях, которые сейчас есть у России, она займётся украинским импортозамещением".


Кстати, согласно постановлению Кабинета министров Украины № 1172 «Об утверждении критериев распределения дополнительной дотации из госбюджета местным бюджетам на компенсацию потерь доходов вследствие размещения ЧФ РФ на территории Севастополя и АР Крым», органам местного самоуправления рекомендовано провести нормативную денежную оценку земельных участков, которые используются Черноморским флотом и установить размер арендной платы за пользование ими «на уровне 3% их нормативной денежной оценки на 2013 год и 4% для расчетов на 2014 и следующие годы».


Таким образом, по мнению политолога Анатолия Филатова, местные органы власти становятся главной «ударной силой» против Черноморского флота. Филатов также обнаружил любопытные цифры, которые ещё раз подтверждают, что эта проблема была придумана Киевом в отместку России за «кабальный» газовый контракт и «сырные» санкции. Оказывается из 14700 га крымской земли (в Севастополе – 3300 га), занятых под обеспечение служб ЧФ, около 90% приходится на расположенный, на территории Керченского полуострова в Ленинском районе АРК полигон «Опук». Практически все земли полигона фактически не принадлежат флоту, они переданы в долгосрочную аренду фермерам. При этом Минобороны Украины владеет в Крыму 37 800 га. Из них более 12 000 га украинское военное ведомство до сих пор так и не удосужилось оформить, а 16 700 га использует нерационально. Итак, из 1500 га крымской земли (исключая, понятное дело, полигон «Опук»), которыми пользуется ЧФ России, всего 150 га требуют нормативного урегулирования. А вот у Минобороны Украины 29 000 га крымской земли находится фактически в бесхозном состоянии. Сравните - 150 га со стороны флота РФ и 29 000 га со стороны Минобороны Украины. Соотношение - 1:193 отнюдь не в пользу Кабинета министров Украины в этом вопросе. При этом никаких постановлений по землям, которые находятся в ведении Минобороны в Крыму, Украина не принимала. Видимо, бесхозяйственность своего военного ведомства не столь важна правительству. В этом контексте пристальное внимание к землям ЧФ имеет иные мотивы, нежели заявленные в вышеприведённом постановлении. Уж не поиск ли это очередного инструмента давления на Россию, с целью снижения пресловутой цены на газ?

Александр Дремлюгин

Однако

Поделиться
Комментировать