По горячим следам саммита ОДКБ

Внеочередной саммит Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) состоялся 4 февраля. В тот же день прошли совместные заседания Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны, Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ. Чуть позднее прошел саммит стран-членов Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). 

Создание ОДКБ в октябре 2002 года было первой полноценной российской инициативой на пути к изменению системы безопасности на постсоветском пространстве. Членами организации стали наиболее близкие и верные союзники России: Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан 10 октября 2000 года в Астане. Все члены ОДКБ, за исключением Армении, являются также членами ЕврАзЭС. Членство Узбекистана в ЕврАзЭС было приостановлено по его просьбе в декабре 2008 года. 

Постсоветское пространство долгое время было лишено эффективных структур безопасности и экономических союзов. Существующие структуры либо носили слишком локальный характер, либо, как СНГ, представляли собой организации-призраки, которые были скорее данью уважения Советскому Союзу и совместному историческому прошлому. У них не было ни идеологии, ни понятных целей. Страны постсоветского пространства смотрели на своих западных и восточных соседей в надежде на членстве в сторонних региональных организациях. Перед Россией стояла дилемма: либо согласиться на влияние НАТО и Европейского союза на постсоветском пространстве и самой стараться инкорпорироваться в эти готовые международные структуры, либо создавать реальную и привлекательную альтернативу. 

ОДКБ и ЕврАзЭС иной случай. Россия делает сейчас все, чтобы эти организации имели реальный вес, понятные цели и столь же понятную для всех членов пользу. Однако главная их задача состоит в том, чтобы закрепить и институционально оформить российское влияние на территории бывшего СССР. Это организации, которые создала Россия в качестве альтернативы Европейскому союзу и НАТО для бывших союзных республик. Политику Кремля, которая проводится в рамках ОДКБ и ЕврАзЭС, нужно понимать именно с точки зрения логики построения такой альтернативы. 

Как известно, фундаментом внешнеполитической доктрины России является стремление к многополярному миру. Именно поэтому Кремль считает необходимым противодействовать США и стремится иметь подконтрольные организационные структуры на постсоветском пространстве. Вхождение России в структуры безопасности, обеспечивающие доминирование Америки в мире, например, в НАТО, о котором еще вначале президентства Путина говорили всерьез, стало невозможным именно в силу провозглашенной доктрины многополярности. В этой связи президент России Дмитрий Медведев, обращаясь к постсоветским государствам, говорил, что необходима новая архитектура безопасности, которая опиралась бы на международное право, недопущение конфликтов и недопущение доминирования какого-либо одного государства, возложившего на себя функцию по формированию единого миропорядка. ОДКБ воспринимается в качестве гаранта суверенитета и территориальной целостности стран-участников и невмешательства в их дела. 

Многополярность направлена на то, чтобы международная политика больше не определялась супердержавами. Россия полагает, что в многополярности заинтересованы все страны, которые хотят иметь суверенную внешнюю политику. Многополярный мир должен состоять из множества центров сил, которые имеют свои подконтрольные зоны ответственности. Гарантией отсутствия конфликтов между центрами сил в многополярной реальности является принцип невмешательства. Разные центры сил не вмешиваются в признанные зоны ответственности друг друга. Международное право в этой конструкции не должно позволить скатиться многополярному миру в реальность конфликтующих блоков и союзов, которое уже приводило человечество к опустошительным мировым войнам. 

Противостояние терроризму, наркотраффику, модернизация вооруженных сил таким образом, что они могли принимать принять участие в современных войнах, и создание совместных антикризисных денежных фондов, - это задачи, производные от самой главной. Россия создает работающие структуры влияния на постсоветском пространстве, которые бы обеспечили реальную многополярность в международной политике. И на состоявшемся саммите Москва всерьез взялась за то, чтобы трансформировать ОДКБ в настоящий военный блок. 

Россию долго критиковали за то, что у нее нет своего идеологического проекта на постсоветском пространстве, который бы позволил объединить страны бывшего СССР на основе новых, разделяемых всеми ценностей. О проекте говорить еще трудно, но с уверенностью можно сказать, что уже существуют готовые, нефантомные структуры, которые несут полную ответственность за свою территорию. 

Саммитам предшествовал ряд напряженных моментов во взаимоотношениях между союзниками. Кроме того, российское руководство, несмотря на глубокие экономические проблемы в стране, предприняло шаги по восстановлению своего влияния на постсоветском пространстве. Эти действия были направлены против укрепления позиций США в регионе, которые стали проявлять больший интерес к Центральной Азии в силу готовящегося расширения операций в Афганистане, и против дрейфа некоторых союзников в сторону Запада. 

Президент Таджикистана Эмомали Рахмон мог не приехать в Москву на саммиты ОДКБ и ЕврАзЭС. Официальной причиной, по словам Душанбе, был энергетический кризис в республике. Проблема заключается в строительстве Рогунской ГЭС. Российская сторона в обмен на финансирование проекта потребовала не менее 51% акций будущей ГЭС, таджикская сторона эти предложения отвергает. Таджикистан решил, что Россия встала на сторону Узбекистана, который видит в строительстве урон своим водным ресурсам. Узбеки не хотят заключать многосторонние соглашения по вопросам водных ресурсов, которые выходят за рамки национальных границ. 

Долговременная напряженность существует у России и в отношениях с Узбекистаном. В 2005 году после убийства мирных жителей в Андижане президент Каримов порвал отношения с западными партнерами, закрыл американскую военно-воздушную базу, созданную для оказания помощи операциям коалиции в Афганистане, и возобновил тесные отношения с Москвой. Однако с начала 2008 года Ташкент начал новый обратный дрейф в сторону Запада. Каримов попытался возобновить интенсивный диалог как с Соединенными Штатами, так и с Европейским союзом. В апреле прошлого года узбекский лидер принял участие в саммите НАТО в Бухаресте. В октябре поступили сигналы о том, что Узбекистан заинтересован в энергетическом сотрудничестве с Европой. В том же месяце ЕС ослабил санкции, введенные из-за отказа Ташкента разрешить полное международное расследование событий в Адиджане. 

Правительство Узбекистана хочет понять, какой вид примет политика нового президента США Барака Обамы в регионе, прежде чем занимать определенную позицию в отношениях с Россией. Каримов ждет, как новая администрация США проявит себя в Центральной Азии и в отношении Узбекистана. Выжидая, Узбекистан готов демонстрировать хорошие отношения с Москвой. Признаки того, что Узбекистан собирается очередной раз изменить направление своей внешней политики, ставят угрозу единству ОДКБ. Россия в настоящее время готова терпеть финансовые убытки, лишь бы устранить западное присутствие в Узбекистане. 

Накануне саммита правительство Киргизии объявило о решении вывести с территории страны американскую авиационную базу, находящуюся в аэропорту “Манаc”. Как считается, Россия предложила Киргизии финансовую помощь в обмен на вывод американской базы. Однако официально финансовая поддержка Киргизии не связывается с выводом базы. Действия Киргизии вызвали большое разочарование в Вашингтоне. Две недели назад киргизские чиновники заверили приезжавшего с визитом Дэвида Пэтреуса, что они не ведут переговоры с Россией об авиобазе и что ее статус не ставится под сомнение. “Манас” играет ключевую роль для поддержки операций НАТО в Афганистане. Американские официальные лица заявляли, что авиобаза имеет жизненно важное значение для готовящейся отправки дополнительных 30 000 американских войск в Афганистан. 

Оказав давление на Киргизию, Кремль одновременно выразил готовность помогать США в решении афганской проблемы. Официальные лица заявили о готовности России помочь американским военным в Афганистане, но, фактически, только при условии, что Соединенные Штаты признают полномочия Москвы в Центральной Азии. Последнее означает простую вещь: никаких чужих баз в российской сфере влияния. 

Перед саммитом военное сотрудничество России и Белоруссии вышло на новый этап: было подписано соглашение о создании единой системы ПВО. Кроме того, Россия высказывала свою заинтересованность в признании независимости Абхазии и Южной Осетии странами-участницами ОДКБ, но стремилась избежать оказания прямого давления. 

Коалиционное военное строительство стало главной темой состоявшегося саммита ОДКБ. В результате по итогам саммита было подписано соглашение о создании коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). Документ был подписан всеми странами ОДКБ, но, как было сказано, Узбекистана имел свое особое мнение. Он не согласился с тем, чтобы в состав КСОР входили все спецслужбы, в том числе МЧС. Предполагается, что КСОР будут использовать для отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 

Коллективные силы быстрого развертывания в рамках ОДКБ в Центрально-Азиатском регионе на данный момент существуют на уровне батальонов. У этих сил отсутствует постоянное место дислоцирования. Согласно принятому на саммите решению, будет создана более крупная группировка из военных соединений всех государств-членов ОДКБ. Дело в том, что организация коллективной безопасности в рамках ОДКБ строится сейчас по региональному принципу. Существуют три региональные коллективные войсковые группировки: российско-белорусская (восточноевропейская), российско-армянская (кавказская) и центральноазиатская. Центрально-азиатская группировка станет основой будущей объединенной группировки. Планируется, что КСОР будут дислоцированы на постоянной основе в России, у них будет общее командование. Костяком сил станет 98 гвардейская воздушно-десантная дивизия, 31 десантная штурмовая бригада ВДВ России, а также десантно-штурмовая бригада из Казахстана. Остальные союзники могут выделить по батальону. Объединенный же штаб ОДКБ будет осуществлять командование КСОР. 

Создание КСОР, то есть собственных вооруженных сил, трансформирует ОДКБ в полноценный военно-политический союз. Оно также поставит препятствие для военного присутствия США в регионе. В результате США и НАТО могут обнаружить себя изолированным в Центральной Азии. США выгодно взаимодействовать со странами бывшего Советского Союза по одиночке. Создавая работающие структуры безопасности, Россия ставит внешней американской внешней политике существенное препятствие. Нужно понимать, что ОДКБ не Варшавский договор номер два. Российские Вооруженные силы сохранят полную стратегическую и оперативную самостоятельность, даже если они осуществляют взаимодействие с ОДКБ или с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС). 

Что касается главного итога саммита ЕврАзЭС, то участники решили создать фонд, который будет предоставлять займы странам-участникам для преодоления негативных последствий мирового финансового кризиса, предоставлять стабилизационные кредиты с низким уровнем доходов, кредитовать внешнеторговые операции во взаимной торговле государств ЕврАзЭС и финансировать инвестиционные проекты в рамках объединения. Оказание значительной финансовой помощи Россией своим союзникам на постсоветском пространстве в целом стало главным внешнеполитическим итогом последних дней. Россия демонстрирует, что, несмотря на экономический кризис, пока готова платить за свои внешнеполитические амбиции и нести ответственность за принятые обязательства. Союзникам по ОДКБ и ЕврАзЭС остается рассчитывать на то, что это не результат инерции утраченной экономической стабильности.

Олег Игнатов 

Russian Journal
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе