ГЛАВНЫЙ ЯЗЫКОВОЙ ИНКВИЗИТОР ЛАТВИИ СТАВИТ В ПРИМЕР РОССИЮ. ПОЧЕМУ?

Нечасто от латвийских чиновников услышишь похвалу в адрес России. Ну а уж из уст руководителя отдела контроля Центра государственного языка Антона Курситиса, главного борца против употребления русского языка в Латвии, это и вовсе выглядит сенсацией.

В интервью газете «Латвияс авизе» Антон Курситис сначала посетовал на то, что в этом году число жалоб от жителей на русский язык выросло на 50% и достигло 1144 штук. Особенно выросло количество электронных писем с жалобами, которые в основном пишут молодые люди 20-30 лет. «Латыши старшего поколения приспособились, а молодые русского языка не знают и попадают в проблемные ситуации в кафе, парикмахерских и магазинах», — пояснил г-н Курситис. (Немудрено, после 1991 года в латышских школах отменили обязательное преподавание русского).

При этом главной проблемой широкого использования русского языка в Латвии Курситис считает политиков, которые не хотят говорить с русскоязычными журналистами и жителями на латышском языке. В качестве примера Курситис упомянул президента страны Андриса Берзиньша, спикера сейма Солвиту Аболтиню и мэра Риги Нила Ушакова.

И вот тут то он и поставил латышскому истэблишменту в пример Россию. «Если учесть, что в России русские составляют до 90% и 140–миллионному народу не грозит исчезновение, а миграция затрагивает в основном только Москву, Петербург и частично Дальний Восток, их нормы закона гораздо жестче, чем в Латвии, где существует угроза и для народа, и для языка», — сказал Курситис. По его мнению, введение строгих норм обусловлено тем, что «в России уважают свое государство и единственный государственный язык и законными методами вынуждают приезжих изучать и использовать русский язык на всей территории. Путин и правительство делают это правильно. Здесь у них можно лишь поучиться». «Попытайтесь в России понизить титульную русскую нацию до уровня общины, приравнять ее к татарской, латышской или другой общине. Реакция была бы довольно громкой. То же самое в Европе. Где-нибудь во Франции сразу поднялась бы волна возмущения, если бы кто–то усомнился в статусе французского языка, а французов назвали бы „общиной“. Но в Латвии латышей, нацию основателей этого государства, унижают до уровня общины, а затем ловко выдвигают следующие требования — каждой общине нужны свои праздники, свой язык и так далее», — добавил Курситис.

Столь избирательная оценка языковой ситуации в России вызвала здоровый смех у русских политиков Латвии. «Во-первых, пусть г-н Курситис не лжет насчет одного государственного языка в РФ. В России множество языков имеют официальные статусы разного уровня, - прокомментировал председатель партии «За Родной Язык!» Владимир Линдерман. - Во-вторых, и это главное, в Латвии путем референдума, была четко выражена воля русских жителей Латвии - они хотят, чтобы русский язык имел статус – пусть не второго государственного, но четко выраженный статус языка нацменьшинтсва. Вот тут то и взять бы с России пример! Наконец, возьмем само существование языковой инквизиции, возглавляемой г-ном Курситисом, которое я считаю позорным явлением. Это для г-на Курситиса, в прошлом номенклатурщика Компартии Латвии, вероятно, такие инквизитиорские методы являются нормальными и привычными. Но где же аналогичный орган с аналогичными карательными полномочиями он отыскал в России?»

Кстати, полгода назад г-н Курситис грозился подать в суд на товарища председателя партии «За Родной Язык!» Иллариона Гирса, за то, что тот в официальных документах латвийскую языковую инспекцию обозначает не иначе как инквизицию, а её решения — пропагандой. Тогда г-н Курситис заявил, что «в официальном документе такие высказывания недопустимы» и его ведомство рассматривает возможности обратиться в суд по этому поводу. Гирс тогда ответил, что это стало бы отличной возможностью доказать в суде, что языковая инспекция в Латвии «организация морально преступная, а сравнение ее с инквизицией вполне уместно». В итоге языковая инспекция так и не нашла оснований засудить Гирса, и он продолжает обозначать её в официальных документах как инквизицию.

Виктор Бондар - Рига, Латвия, специально для ИА REX

ИА RЕХ

Поделиться
Комментировать