Бульба и евроинтеграция

Я мучительно вспоминал, где я уже читал про нынешние волнения на майдане. Наконец вспомнил: у Гоголя. Вот как он описывает в «Тарасе Бульбе» начало освободительной борьбы украинцев.

«...Наконец пришел [Тарас] к кошевому и сказал ему прямо:

- Что, кошевой, пора бы погулять запорожцам?

- Негде погулять, - отвечал кошевой, вынувши изо рта трубку и сплюнув на сторону.

- Как негде? Можно пойти на Турещину или на Татарву.

- Не можно ни в Турещину, ни в Татарву, - отвечал кошевой. - Мы обещали султану мир.

«Постой же ты, чертов кулак! - сказал Бульба про себя. - Ты у меня будешь знать!» Сговорившись с тем и другим, задал он всем попойку, и хмельные козаки повалили на площадь, где стояли литавры, в которые били сбор на раду. После третьего боя показались старшины: кошевой с палицей в руке - знаком своего достоинства...

- Что значит это собранье? Чего хотите, панове? - сказал кошевой. Брань и крики не дали ему говорить.

- Клади палицу! Клади, чертов сын! Не хотим тебя больше! - кричали из толпы козаки...»

Если же серьезно, то мне кажется, у нынешнего бунта вокруг отложенной «евроинтеграции Украины» несколько слагаемых из тех, что на поверхности:

1. Тотальное помешательство всего постсоветского пространства на «европейской идее». Хотя сформулировать, что это такое, даже сами себе наши бывшие соотечественники боятся. «Мультикультурализм»? Превращение однополых браков в главное современное «право человека»? Развращение Греции, Кипра, Испании, Португалии дешевыми кредитами с последующим изнасилованием за долги? Растущая ксенофобия в странах - лидерах ЕС по отношению именно к «новым европейцам» (к темнокожим демонстрировать пренебрежение политкорректность не позволяет)?

2. Туристическое представление молодежи о Европе. Одно дело - смотреть, другое - жить и работать. В начале 1990-х я жил в Германии и работал с Еврокомиссией на довольно высоком уровне. Уже тогда это был чудовищный неповоротливый бюрократический аппарат. Я даже проникся легкой ностальгией по компактной советской бюрократии, которую мы с таким энтузиазмом свергли, чтобы «стать, как на Западе». Думаю, что с расширением ЕС стало еще хуже. А ведь стремление Брюссельского центра к экспансии, то есть к новым ставкам, подразделениям, приятным командировкам, - одна из движущих сил продвижения «евроидеи».

3. Вера в то, что в Европе они будут немцами, а не греками. Греки тоже так думали.

4. Детская обида, что в последний момент отняли уже обещанную конфету. Она справедлива в свете п. п. 1 - 3.

«Ну и дураки же мы все!» - вспоминается бессмертный Аркадий Райкин.

Алексей ПАНКИН

КП-Ярославль

Поделиться
Комментировать