Сценарий Апокалипсиса

Сначала сводки новостей становятся все драматичней - стихийные бедствия, цунами, метеориты, тайфуны и землетрясения. Мир погружается в противостояние и политические конфликты. На горизонте отчетливо замаячила тень третьей мировой войны, которая будет самой разрушительной для человечества в век ядерных технологий уничтожения. Предсказатели и кликуши начинают все громче вещать о приближающемся конце света: одни предрекают, что наша планета сгорит в огне, другие - что покроется льдом.
"Наша земля вырождается в дни, когда написано это письмо. Есть все признаки, что мир стремительно идет к концу. Взятки и коррупция стали обычным делом", - упаковал в капсулу свое послание неведомый мудрец Ассирии за 2 тысячи 800 лет до Рождества Христова. Его записка считается первым из дошедших до нас предсказаний конца света. С тех пор им несть числа.

И вот это время "Ч" наступило - апокалипсис объявлен. У человечества остались всего только сутки - последние на этом свете. Что мы будем делать?..

Так завязывается интрига спектакля "Конец", премьера которого состоялась на днях на фестивале современной американской пьесы "Хьюмана" в Луисвилле в штате Кентукки. Здесь представляют только то, что было написано молодыми американскими драматургами за последний год. Потому фестивальный показ можно оценить как зеркало сознания молодого американского общества. У "Конца" по-американски сразу пять авторов - Дэн Дайтц, Дженнифер Хейли, Аллисон Мор, Рэй Паматмат и Марко Рамирез - которые представили свои версии "дня гнева".

Что же делают их герои, когда Апокалипсис объявлен? Самые продвинутые тут же начинают снимать сами себя на мобильники, чтобы разместить видео в YouTube. Даже если они уверены в том, что на планете их, уцелевших, осталось лишь четверо.

Чем-то похожую сцену видела недавно на канале CNN: американский репортер, прибывший работать в Японию в трагические дни для страны, пережившей мощные цунами, землятресения и аварию на АЭС, снимал не происходящее вокруг, а себя. Как "мужественно" он шагал по завалам, с угрозой для собственной жизни - сюжет так и назывался, вроде "15 шагов мужества". На заднем плане среди обломков своих домов копались местные жители в зищитных масках, пытавшиеся что-то отыскать - кубышку ли, фотографии, маленькие семейные реликвии или любимые игрушки своих детей. Ответов на эти вопросы нет - репортер не разговаривал с пострадавшими, он снимал и показывал сам себя. И кажется, что это становится нормой для многих журналистов, записывающих свои стэндапы на фоне меняющихся задних планов: цунами, землетрясений, авиакатостроф...

В пьесе "Конец" люди так же, как и в реальной жизни - несмотря на объявленный Апокалипсис - пестуют свои комплексы и амбиции, продолжают коммунальные кухонные разборки: кто чего украл съестного у соседа из шкафчика; стремятся получить последние утехи - кто чисто в сексе, а кто - в любви. Почему-то и то, и другое - только для геев.

Бывалые иностранные критики в кулуарах театрального фестиваля сетовали - "это не конец света, это конец американской драматургии, где ее традиционное политическое острие?". Они по-прежнему равняют драматургию по ее пику, пришедшемуся на 1970-е годы с расцветом альтернативной культуры и жестких антивоенных ностроений. Они ищут в современности отголоски политической сатиры нового тысячелетия эпохи правления Джорджа Буша. Они хотят ощутить нерв общества, свергнутого с мирового пьедестала в жесточайшую рецессию.

Но герои лучших американских пьес минувшего года, прошедших через редакторское сито, погружены во внутренний микромир. Драматурги размышляют о гранях внутренней свободы, разрыве между поколениями, рисках погружения в виртуальный мир, об одиночестве, материальном богатстве и духовной бедности. В общем, о глубоко личном.

"Ядерная война? Да это какой-то антиквариат", - томно закатывает глаза на сцене юноша-эмо, очередной гей-типаж современности.
"Иностранцы не понимают, что гей-культура в США - это политический вопрос", - объяснил мне видный театральный деятель обилие этой тематики в драматургии минувшего года. И это действительно так.

Демократы и консерваторы по этой повестке готовы идти друг на друга в "крестовый поход", первые - отстаивая права и свободы, пронизанные духом конституции США, вторые - традиционные ценности, без которых Америка, по их мнению, сойдет в "геену огненную". Столь, казалось бы, личный выбор - кому на ком жениться и что делать в спальне под одеялом - поднят на политические знамена и демократов, и республиканцев. В стране, возможно, более других терпимой ко всякого рода меньшинствам, геи теперь могут открыто афишировать свои наклонности в армии, а военным капеланам, отказывающимся в силу религиозной морали благословить то, что они называют содомией, рекомендовано подыскать другое место службы.

У каждого социума - свои проблемы. Однако страсти вокруг сексуальных предпочтений разгораются в демократической стране, которая совсем недавно пережила крах Уолл-стрит и рынка жилья, имеет самый высокий в ее истории внешний долг, страдает от безработицы, во многих штатах перевалившую за 10%, ведет две войны и, впридачу ко всем этим бедам, ввязалась в операцию по "поддержке демократии" в Ливии.

Рядовые американцы завозмущались, подсчитав стоимость сброшенных на Ливию "Томагавков" - только за первые десять дней операции запустили ракет на полмиллиарда долларов. Да за эти деньги можно было бы сколько новых рабочих мест открыть! Один "Томагавк" - годовая зарплата 40 школьных учителей, а тут только штат Нью-Йорк увольянет 50 тысяч учителей из-за бюджетных проблем.

Но протестные настроения в США носят чисто кошельковый характер. Куда запустили столько ракет и сколько жизней они унесли ради "демократических преобразований" - как-то остается за кадром внимания и выпало из обсуждения. Сведения правительства Каддафи о жертвах называют "пропагандой", а источники из американских спецслужб по секрету сообщают СМИ, что все жертвы, которых когда-либо показали по ливийскому телевидению - просто обычные покойники, вытащенные из моргов на обозрение журналистов.

У человека, далекого от военного искусства, может возникнуть наивный вопрос - куда же они улетели эти 200 крылатых "первоначально осколочно-фугасных", как следует из их технической характеристики, ракет и почти 500 бомб точного попадания? Или как у Лукашенко - "людей там быть не должно, одни военные".

Американское общество дебатировало в основном не стратегию, не видение своей роли в глобальной политике, а цену. Но и то слава богу! Под давлением общественного мнения Барак Обама, начавший избирательную кампанию на второй президентский срок, вынужден был свернуть непосредственное участие США в непопулярной военной операции, возложив обязанности по завершению миссии на Великобританию, Францию и прочих союзников.

Таков был театр военных действий во время проведения театрального фестиваля современной пьесы.

Лариса Саенко

РИА Новости
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе