НАКОРМИТЬ ВСЕХ: Имеет ли Россия шансы стать глобальным продовольственным игроком?

При грамотном симбиозе политической воли и экономической активности российского бизнеса Россия сама в скором будущем будет кормить весь мир экологически чистой сельскохозяйственной продукцией.

На прошедшем недавно расширенном заседании правительства премьер Дмитрий Медведев заявил, что Россия должна стать одной из ведущих мировых аграрных держав. Насколько это реально и сможет ли наша страна играть ключевую роль в системе международной продовольственной безопасности, корреспондент «Профиля» поговорил с исполнительным директором сети супермаркетов «Азбука вкуса» Сергеем Коршуновым.

ПРОФИЛЬ: Заявление премьер-министра, что Россия может стать мировой аграрной державой и в будущем кормить весь мир, вызвало неоднозначную реакцию экспертов. Некоторые отнеслись к словам Медведева скептически. А какой точки зрения придерживаетесь вы, как представитель бизнеса, имеющего прямое отношение к продовольственной теме?

Коршунов: Убежден, что идея, озвученная премьер-министром в Давосе, осуществима. Для этого нашей стране следует делать ставку на сельское хозяйство, а точнее, на его органическую составляющую, и тогда уже в ближайшем будущем Россия имеет все шансы стать глобальным продовольственным игроком. Наша страна обладает уникальным географическим и геополитическим положением. Пока, к большому сожалению, мы не так эффективно и умело используем свои ресурсы и географию, и удельный вес нашей страны в системе мировой торговли низок — он колеблется в пределах 3%. Основной нашей экспортной статьей, как известно, является продажа на внешние рынки энергоносителей. Не секрет, что мировой рынок цен на энергоносители достаточно волатилен, и в ближайшем времени стоимость нефти и газа может существенно понизиться. России, чтобы сохранить поступления в бюджет, а также роль крупного мирового политико-экономического субъекта, необходимо диверсифицировать и делать конкурентоспособными другие отрасли своей экономики.

ПРОФИЛЬ: А почему именно сельское хозяйство и тем более органическое? Крупные отечественные инвесторы пока не хотят вкладываться в эту отрасль, поскольку быстрых денег здесь не заработаешь. К тому же многие эксперты утверждают, что вступление России в ВТО негативно отразится на агарном секторе.

Коршунов: Да, соглашусь, что занятие сельским хозяйством, особенно экологически чистым, требует больших и долгосрочных инвестиций, которые на начальном этапе могут не дать ожидаемых для предпринимателя результатов. Но абсолютно любой бизнес — это риск. Я убежден, что каждый предприниматель обязан нести и социальную ответственность. Занятие сельским хозяйством — это как раз симбиоз предпринимательской деятельности и социальной ответственности. Тем более что Россия обладает колоссальными объемами земельных ресурсов, на которых можно вести различную сельскохозяйственную деятельность. Безусловно, на фоне вступления в ВТО риски для сельхозпроизводителей возрастают, так как прямая поддержка государства по отношению к ним станет затруднительной. Однако многие западноевропейские страны, которые также являются членами ВТО, успешно продолжают субсидировать своих аграриев и целенаправленно развивать отрасли, связанные с производством органической продукции. Чтобы жить долго, не болеть, нам необходимо уделять внимание не только медицине и образованию, но и сфере потребления. Наши граждане должны есть здоровую пищу. Рецепт один: надо действовать!

ПРОФИЛЬ: Вы говорите о необходимости действовать, но в нашей стране все долго раскачиваются. Что нужно делать конкретно?

Коршунов: В настоящее время наша компания сотрудничает с рядом российских ферм, выращивающих органические продукты питания. И, наблюдая реалии отечественного рынка органической сельскохозяйственной продукции, руководство нашей компании предлагает создать совместно с представителями отечественного аграрного сектора общественную организацию по поддержке органического сельского хозяйства в России.

ПРОФИЛЬ: А можно об этом поподробнее? Кто войдет в эту организацию? И какие цели она перед собой ставит?

Коршунов: Всему свое время, подробности будут известны в самом ближайшем будущем. Скажу только одно, это общественное объединение, которое является площадкой для людей, которым небезразлично то, что ест население нашей страны. Она объединит граждан и предпринимателей разного масштаба. Также скажу, что основной задачей этой структуры является поддержка развития органического предпринимательства в России. Я вообще убежден, что при грамотном симбиозе политической воли и экономической активности российского бизнеса Россия сама в скором будущем будет кормить весь мир экологически чистой сельскохозяйственной продукцией. И это позволит нашей стране занять лидирующее положение в сфере международной продовольственной безопасности, а отечественным фермерам — заслужить мировое признание. Нам пора уже просыпаться и самим развивать то, что в прямом смысле находится у нас под ногами. Иначе на нашей земле это будет делать кто-то другой. Если отечественному бизнесу и государству объединить свои силы сейчас, то уже через 7—10 лет Россию будут воспринимать как крупного игрока в системе международной продовольственной безопасности и говорить о нашей стране как о «мировой кормилице».

ПРОФИЛЬ: Но пока у такой организации нет предмета деятельности. Ведь закона об органическом сельском хозяйстве в России еще нет, отсутствуют техрегламент, сертификация и т.д.

Коршунов: Да, к сожалению, множество товаров, которые продаются с маркировкой «био», «эко», «органик», ничего общего не имеют с этими понятиями. Недобросовестные сельскохозяйственные производители обманывают наших граждан, заставляя людей переплачивать за покупку якобы экологически чистого товара. Основная цель создающейся общественной организации как раз и заключается в контроле над созданием цивилизованных, юридически закрепленных условий, по которым производитель будет обязан предоставлять потребителю точную информацию, что этот товар является экологически чистым, а этот нет. Действительно, в настоящий момент в правовом поле России нет определения органической продукции. К счастью, по инициативе Минсельхоза России и отечественных экопроизводителей уже разработан проект федерального закона о производстве органической и сельскохозяйственной продукции, который сейчас находится на межведомственном согласовании (подробнее о законопроекте см. в № 4 от 04.02.2013. — «Профиль»). Надеюсь, что он будет принят в ближайшее время, а также будет разработан и утвержден технический регламент, который заставит наших аграриев играть честно и по цивилизованным правилам. Так что появление общественной организации по поддержке органического сельского хозяйства в России, над чем мы сейчас работаем, очень своевременно.

ПРОФИЛЬ: Есть ли на полках уже сейчас действительно экологически чистые продукты питания?

Коршунов: Конечно, есть. Но их количество настолько мало, а цены так высоки, что они продаются только в премиальном сегменте. Добавлю, что, например, в той же Западной Европе, США, Канаде, Японии рынок органических товаров развивается уже давно. И в этих регионах сложилась правовая база и культура потребления экологических товаров. Мы здесь только в начале пути. Сейчас и наша компания импортирует органические товары из-за рубежа. Но мы могли бы многое из этого ассортимента производить и в России. Наши партнеры — поставщики из различных стран мира, в том числе и отдаленных, очень сильно удивляются такому феномену. Но опять же, пока в России не будет создана для этого правовая база, любые действия в данном направлении бессмысленны. После принятия юридических норм можно будет наладить производство биопродукции силами российских фермеров, а мы тогда смогли бы значительно сократить транспортно-логистические издержки, что отразилось бы на стоимости данных товаров. Органический продукт станет доступен большому числу россиян. Согласитесь, гораздо приятнее и полезнее есть экологически чистую продукцию, выращенную на родине. Помимо всего прочего, удалось бы создать на селе новые рабочие места, инфраструктуру, что впоследствии малыми шагами приведет к возрождению деревень. Да, это долгосрочный процесс. Но путь вертикальной кооперации — от грядки сельхозпроизводителя до полки супермаркета — пройден за рубежом пару десятилетий назад и уже доказал свою эффективность и для бизнеса, и для покупателя.

АВТОР: СЕРГЕЙ ДОБРЫНИН

Профиль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе