18 ноября 2010 ● Фабрис Фассио (Fabrice Fassio)
В 1990 году Борис Ельцин провозгласил независимость России, которая с тех пор перестала быть частью СССР. Ко всеобщему удивлению, это раздробило на части страну, которую президент Рональд Рейган несколькими годами ранее окрестил «империей зла». Число публикаций по этому важнейшему событию современной истории измеряется десятками томов, однако двадцать лет спустя его все еще нельзя назвать по-настоящему понятым.
Понимание явления подобного масштаба и сложности требует теоретического подхода к коммунистическому обществу. Такая теория действительно существует: она была разработана в 1970-1980-х годах социологом и логиком Александром Зиновьевым. В этой статье я предлагаю краткий взгляд на зиновьевский подход к кризису реального коммунизма.
Коммунизм и капитализм
По мнению российского социолога, коммунистическое общество зародилось и развивалось в России в последовавшие за октябрьской революцией десятилетия, а затем распространилось на другие страны мира. Оно несет в себе огромные отличия от капиталистического общества, которое сформировалось двести-двести пятьдесят лет назад в Западной Европе и заселенной европейскими колонистами части Северной Америки. Спецификой капиталистического общества являются профессиональные (определяющие организацию труда) и торговые (нацеленные на получение прибыли) отношения. Подобные отношения становятся доминирующими лишь при выполнении определенного ряда условий: нахождение средств производства в частной собственности, наличие работников, предлагающих свою рабочую силу нанимателю, готовые для инвестиции в прибыльное дело капиталы и т.д. Как только такие условия будут выполнены, эти отношения постепенно начнут распространяться на все общество, отодвигая на второй план все остальные типы отношений.