Винчунь и все-все-все

Китайские боевые искусства стали настолько успешным экспортным товаром, что их впору импортировать обратно в Китай 

Анатолия Белощина следует называть «сифу», что на кантонском диалекте китайского значит «учитель». Сифу в отчаянии пытается разобраться, куда и на каком автобусе повезут российскую делегацию, с которой он прилетел в Гонконг на Первый Всемирный конгресс по винчунь. Винчунь - родственное кунг-фу китайское боевое искусство, почти забытое в самом Китае. Всемирный конгресс, на который, кроме россиян, приехали британцы, американцы, поляки и малайзийцы, проходил в обычной школе, где в последний момент вывесили приветственный плакат. 


Сложилась парадоксальная ситуация: боевые искусства на родине кунг-фу превратились в экспортный товар - иностранцы интересуются ими больше, чем сами китайцы. «Молодежь в основном занимается футболом или баскетболом», - говорит один из мастеров винчунь Лян Нань. Если в Японии и Южной Корее обучение дзюдо или таэквондо проходит на системном уровне с самого раннего возраста, то в китайской школьной программе вообще нет боевых искусств. Винчунь (самое популярное на Западе китайское единоборство) в самой КНР практически не известно за пределами Гонконга и нескольких городов на юге страны. Сегодня оно пытается вновь завоевать Китай, превратившийся за последние 20 лет в гигантский спортивный рынок. Впрочем, к нему не так просто подобрать правильный ключ. 

ПУТЬ ДРАКОНА 

«Винчунь сложно сделать красивым на экране [и таким образом популяризировать]. В нем мало эффектных движений, и это создает определенную проблему», - говорит Newsweek один из самых известных в Гонконге постановщиков трюков Тони Леунг. Действительно, в винчунь акцент делается не на эффектность, а на эффективность: аккуратные движения, быстрые и короткие удары. «На экране приходится добавлять приемы из других единоборств, иначе зрителю будет скучно. У меня были споры по этому поводу с мастерами, но я смог доказать свою правоту», - продолжает Леунг. 

Популярность винчунь на Западе в первую очередь связана с именем Брюса Ли, который начинал заниматься им в Гонконге, а затем создал собственную школу, дополнив винчунь элементами других боевых искусств. В Китае Ли Сяолун (китайское имя Брюса Ли) также широко известен, однако его слава уже не та, что прежде. Единственный музей Брюса Ли в КНР создан в городе Шуньдэ, где жили его родители, но экспонаты здесь крайне скудны, а посетителей немного - сам Брюс в Шуньдэ никогда не был. 

«Кунг-фу? Лучше баскетбол, это весело и модно, да и заниматься им можно вместе с друзьями. Цигун и ушу - для стариков», - смеется 13-летний Ван Шилян из Пекина. «Китайские дети обычно единственные в семье, поэтому их больше тянет к командным видам спорта, где можно поиграть со сверстниками», - поясняет глава пекинской школы винчунь, выходец из Гонконга Юй Дачжи. 

Китаю явно нужны новые герои. Ставку решено сделать на Ип Мана - одного из основателей современного винчунь, жившего на юге страны в середине XX века. Первый фильм «Ип Ман» вышел в Гонконге в прошлом году. Он стал хитом в Китае и получил главный приз Гонконгской академии киноискусств. Этот успех вдохновил кинематографистов на новые подвиги - сегодня в Гонконге готовятся сразу три ленты про Ип Мана, одну из них снимает сам Вонг Кар-Вай. 

Всемирный союз винчунь, который организовал конгресс в Гонконге, имеет непосредственное отношение к одному из этих фильмов - приквелу «Ип Ман. Начало». Председатель союза Чэкли Син продюсирует ленту, актеров консультируют известные винчунисты. В союзе надеются, что второй «Ип Ман» закрепит успех первого фильма, после премьеры которого на севере и востоке Китая впервые открылись школы винчунь. 

«Процесс идет, и мы верим, что уже скоро винчунь начнут заниматься тысячи молодых людей по всей стране», - делится надеждами Чэкли Син. 

Эпизодические роли в фильме отданы популярным молодежным певцам, которые вовсю позируют репортерам вместе с «деревянным человеком» - основным тренировочным инструментом при изучении винчунь. «Мы покажем, что заниматься винчунь модно и клево», - говорил во время конгресса певец Чжан Цинган, с трудом отбиваясь от толпы поклонниц. 

КОММУНИСТЫ ВИНОВАТЫ 

По легенде, винчунь возник в монастыре Южный Шаолинь в начале XVIII века. Монахи использовали его в борьбе с утвердившейся к тому времени в Китае маньчжурской династией. Расцвет боевых искусств начался в XX веке после Синьхайской революции и установления в Китае республики. Националисты, правившие страной в первой половине века, поощряли свободное развитие единоборств, учителя активно открывали школы и курсы. 

Конец этой вольнице наступил с приходом коммунистов, которые сначала жестко унифицировали все боевые искусства и поставили их под контроль, а затем - во время «культурной революции» - и вовсе предали их анафеме. В этот период многие мастера (в том числе и Ип Ман) уехали в Гонконг, где им удалось сохранить непрерывную традицию преподавания: в винчунь вплоть до последнего времени не существовало письменных источников, все знания передавались от учителя к ученику в устной форме. 

В самом Китае центром винчунь считается город Фошань - местные учителя называют свою родину «столицей китайского кунг-фу» и презрительно пожимают плечами, когда слышат про Шаолинь. В этом году правительство города впервые пригласило винчунистов принять участие в традиционном культурном параде - ученики местных школ шли отдельной колонной. 

«Да, бойкие ребята», - сказал один из американских винчунистов, наблюдая, как подростки позируют перед камерами. Их полуголые тела были украшены иероглифами и традиционными символами, а когда группа вышла на построение, выяснилось, что вместе это должно читаться как «не пожалеем себя ради родины». 

Винчунь как никакое другое боевое искусство подходит для продажи в патриотической обложке, да и рынок сегодня готов именно к этому. Ключевая сцена первого «Ип Мана» - поединок между главным героем и японским офицером. «Винчунь, безусловно, должен стать частью патриотического воспитания китайцев», - уверен Чэкли Син. Многие юные китайцы ярые националисты - достаточно посмотреть их комментарии в форумах на политические темы. Остается лишь убедить их прийти в гимнастический зал. 

НАДО ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ 

Владелец нескольких клубов боевых искусств и лиги боев без правил Вильям Энг говорит, что в последнее время китайские власти уделяют больше внимания пропаганде боевых искусств, в первую очередь поощряя частную инициативу. «Мы смогли открыть клубы только в этом году, раньше это было запрещено», - утверждает он. По его мнению, перелом произошел после того, как Китаю не удалось включить ушу в число олимпийских дисциплин перед пекинской Олимпиадой 2008 года. «Китай известен как родина боевых искусств. Но там их постепенно забывают. Это часть китайской культуры, а занимаются ими в основном люди среднего и старшего поколения. В Пекине поняли: надо что-то делать», - объясняет Энг. 

У китайцев не то чтобы совсем нет интереса к боевым искусствам. В Пекине все популярнее становятся бойцовские телешоу, самое известное из которых названо в честь знаменитого трактата Сунь цзы «Искусство войны». Но винчунь до шоу на телеканалах еще далеко, да и не пойдет настоящий сифу бороться на потеху публике. Поэтому главным мероприятием в рамках гонконгского конгресса стало установление рекорда Гиннесса по числу людей, которые одновременно выполняют один и тот же элемент винчунь. Предыдущий рекорд - 250 человек - был установлен в 2000 году, а в этот раз официальные представители от Книги рекордов насчитали 758 любителей - от дошкольников до глубоких старушек. 

«Через пять лет мы рассчитываем иметь школы в основных городах Китая. Они будут работать по нашим лицензиям», - уверенно говорит глава пекинской школы винчунь Юй Дачжи. Если его планы реализуются, это будет одна из крупнейших сетей боевых искусств в Китае. Но российскую ей уже не догнать - у Анатолия Белощина филиалы в сорока российских городах. «Мы бы могли сами установить этот рекорд Гиннесса, если бы собрали всех своих учеников», - говорит он.

Ян Марков

Русский Newsweek
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе