«В России непропорционально много изобретателей»

Стив Дюмон -- евангелист Cisco по инновациям. По его словам, он проповедует применение новых технологий в бизнесе. В беседе с нашим корреспондентом г-н ДЮМОН рассказал не только о технологиях, разработанных Cisco, но и об особенностях инновационного бизнеса.

-- Вы евангелист инноваций. Инноваций вообще или инноваций Cisco?

-- Я евангелист лучших практик ведения бизнеса. Проповедник применения лучших технологий. Часть этих технологий -- технологии Cisco.

С гендиректорами компаний-заказчиков я говорю отнюдь не о технологиях Cisco. Заказчика не интересует реклама, не интересуют наши технологии как таковые. Их интересует, как трансформировать свои компании. Мы работаем со своими клиентами необычным способом: стараемся стать для них доверенным советником. А это возможно лишь при условии, что мы, разговаривая с ними, ничего своего не рекламируем, не проталкиваем, не продвигаем и не продаем. Мы договариваемся со своими клиентами -- а это компании из числа пятисот крупнейших в мире -- о том, что мы ничего продавать не будем. Никаких продуктов, никаких услуг. Мы, конечно, предоставляем им услуги стратегического консалтинга, но это услуги бесплатны. (В числе таких клиентов Cisco не только компании, но и правительства. -- Ред.)
-- С точки зрения инженера инновация -- простая вещь. Это задача с понятной целью. Когда люди выходили в космос, строили трансатлантическую линию связи и первые железные дороги, никто не говорил об инновациях.

-- Как инженер я понимаю такую точку зрения. Но компания, которая работает ради прибыли, не может позволить себе интерпретировать инновации столь узко. Компания может разработать лучшие в мире технологии -- и обанкротиться из-за того, что у нее нет стратегии выхода на рынок.

Мы рассматриваем инновации как часть полного цикла «открытие -- разработка нужного пользователям продукта -- извлечение прибыли -- новые инвестиции в открытия». Наша компания входит в этот цикл так: мы идем не от технологии, а от нужд заказчика. Изучаем, что ему нужно и по какой цене он готов получить решение. После этого перед инженером может быть поставлена задача, о которой вы говорите. И решение этой задачи позволит нам продавать, получать прибыль.

У России есть большая проблема. У вас непропорционально много технических специалистов, инженеров. Изобретателей, если хотите. У вас великолепные традиции запуска космических аппаратов, но у вас абсолютно нет традиций изучения заказчиков, вывода своих продуктов на рынок. Это недостаток, пробел. Этот пробел надо как-то закрывать.

-- Ваши рассуждения справедливы в предположении, что экономика -- строгая наука. Но это не так. Мы видим, что это, напротив, очень незрелая наука. Может быть, инновации, предпринимаемые исключительно ради роста прибыли, ведут нас не туда?

-- Максимизация прибыли -- только одна сторона нашей деятельности. Есть и другая. Это корпоративная ответственность. Мы приносим обществу реальную пользу.

Без прибыли -- а ее в технологической компании обеспечивают прежде всего инновации -- мы не сможем ни сохранять, ни создавать рабочие места.

Мы получаем прибыль не ради нее самой, а чтобы дать обществу нечто полезное. Пример -- сетевые академии Cisco (международная образовательная программа Cisco по подготовке специалистов в области телекоммуникационных технологий; обучение имеет целью дать слушателям общее образование и не сводится к технологиям Cisco. -- Ред.). Эта программа требует затрат, но не приносит прибыли. И она позволяет многим людям, которые не могут платить за учебу, пройти ее и получить хорошо оплачиваемую работу. В мире действует 11 тыс. сетевых академий Cisco.

Но вы, наверное, сейчас скажете, что я говорю, как рекламный агент Cisco.

-- Нет, лучше сменю тему. Вам завтра предстоит выступать на форуме по нанотехнологиям (мы беседовали с г-ном Дюмоном 7 октября). Там не будут говорить о том, что так называемые нанотрубки опасны для всего живого. Даже опасные инновации не остановить, когда большие деньги уже инвестированы. Может быть, формула «инновации -- это всегда хорошо» ошибочна? Кроме того, погоня за инновациями идет на фоне частичной утраты прежних знаний и технологий.

-- Важный вопрос. Могу привести и другие примеры. Сейчас появилась проблема e-wastes, электронных отходов. То же и с утилизацией автомобилей. В Европе принимается закон о 100-процентной переработке старых автомобилей.

С нанотехнологиями, которые могут нести смертельную опасность, тоже надо что-то делать. Нужны механизмы регулирования. Иначе мы можем получить больше вреда, чем пользы. Благодаря нанотехнологиям теоретически можно будет конструировать любые молекулы, последствия могут оказаться отличными от ожидаемых.

Что касается предшествующих технологий, то тут также нужны инновации. Вот вам проблема: автомобильный трафик в Москве. И дорожное строительство, и организация дорожного движения, и автомобилестроение -- это «старые» области знания. Но положение на улицах города можно облегчить за счет инноваций. За счет применения информационных технологий. Например, можно дать людям возможность работать из дома, без того, чтобы добираться до офиса.

-- Как соотносятся IT и инновации? Пока что IT -- локомотив прогресса, но так, очевидно, будет не всегда. IT-индустрия уже становится похожей на другие, «старые» индустрии.

-- Многие области IT стали привычными. Вокруг них нет прежнего энтузиазма. Возможности инноваций в IT тоже ограничены по сравнению с прежними временами. Но что не ограничено, так это применение IT в областях, лежащих за пределами собственно IT-индустрии -- таких, как медицина, образование и т.д. Здесь новаторство будет продолжаться.

-- Что важнее всего для инновационного развития государства и с чего, по вашему мнению, следует начать России?

-- Есть целый ряд компонентов инновационного процесса. Первое -- это, пожалуй, культура. Необходимо изменить умонастроение общества, сделать так, чтобы люди восприняли новаторство как неотъемлемую часть жизни, стремились к нему. Второе -- техническое образование. Без специалистов новаторством заниматься некому. Здесь у России есть преимущество перед многими другими странами. Третье -- правительство должно определить свои приоритеты. Выбрать те области, в которых оно сосредоточивает свои ресурсы, чтобы добиться конкурентоспособности страны на мировом рынке. Здесь, кстати говоря, то, что делается в области нанотехнологий, -- положительный сигнал. Правительство определило по крайней мере один из приоритетов, выделило для него финансовые ресурсы, и, я думаю, тут будет получен результат, который даст России в будущем конкурентные преимущества.

И, конечно, для инновационного бизнеса необходимо финансирование, поощрение со стороны государства путем налоговых льгот, благоприятного экспортного регулирования, привлечения венчурного капитала.

-- Может, для того чтобы в стране процветали инновации, люди должны просто «больше любить друг друга»? Т.е. лучше понимать друг друга, понимать, как сделать результаты своего труда полезными для других?

-- Действительно, страна будет более конкурентоспособной, если ее граждане стремятся сотрудничать друг с другом -- в своей компании, между компаниями, в своей стране, с другими странами. В результате понимания этого у нас родилась концепция mass collaboration, т.е. массовой совместной работы. Это когда люди ищут, что можно сделать хорошего друг другу, какие существуют потребности. И когда люди находят такую потребность, они думают, как -- с помощью каких продуктов, каких услуг -- ее удовлетворить.

Мы всячески поощряем своих клиентов к этому. Чтобы они смотрели, что нужно заказчику, что происходит в науке, что делают другие компании. В этом источники инноваций. Страна, в которой люди действуют таким образом, имеет шанс резко увеличить свою конкурентоспособность.

Вернусь к нанотехнологиям. В России тысячи ученых, и если дать им возможность совместной работы -- а ее можно организовать, скажем, в социальных сетях -- это даст очень интересные результаты.

Андрей АННЕНКОВ, iToday.ru, -- специально для «Времени новостей»

Время новостей
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе