В Лондон за своими книгами

Канун президентских выборов в России ознаменовался радостным культурным известием из-за рубежа: в центре Лондона на улице Пикадилли известная британская книжная сеть Waterstone's открыла новый магазин русской книги Slovа. Там будут продаваться около пяти тысяч изданий.

Презентация русского книжного магазина в главном универмаге британской книготорговой сети Waterstone's, купленной в прошлом году российским миллиардером Александром Мамутом, прошла при участии самого владельца и под обсуждение перспектив русской книги в Британии. В интервью РИА Новости Мамут признался: "Ну как я, русский, купил эту сеть и мог не открыть тут русский магазин? Я его называю Russian corner (русский отдел), не магазин. Это вполне космополитичная идея, как и весь Лондон, он сам город очень космополитичный".


В интервью порталу Lenta.Ru русский писатель, 35 лет живущий в Лондоне, Зиновий Зиник заметил, что потребность в русских книгах в Лондоне растет. "Несомненно, просто за двадцать лет я не знаю статистики, но, естественно, сейчас уже чуть ли не сотни тысяч людей из России живут главным образом в Лондоне. Это люди, которые приехали сюда или учиться, или работать и в итоге остались здесь. Некоторые непрерывно курсируют между Москвой и Лондоном".


Любая культурная экспансия России за свои пределы должна приветствоваться. Книжный магазин с русскими книгами в самом центре Лондона - это круто, это престижно! Но лично мне это радостное событие сильно омрачает тот факт, что в районе Братеево в Москве, где я проживаю, единственный книжный магазин уже больше года как раз закрыт. Наметенные за зиму сугробы на его крыльце грустно свидетельствуют о том, что ничего нового на этом месте не открылось.


Для справки: в Братеево проживает порядка 100 тысяч человек. Это один из самых молодых районов Москвы, ему около тридцати лет. Так что по своей молодости и численности русского населения мы готовы поспорить с лондонской "диаспорой".


Вероятно, книжный магазин в Братееве оказался нерентабельным. Но насколько рентабелен русский книжный магазин в центре Лондона? По мнению Зиника, это будет скорее "культурный центр". "Я знаю по молодому поколению, приехавшему сюда учиться искусству - в Saint Martin School of Art или в Chelsea School of Art, или от студентов Лондонской школы экономики, что им не хватает русского общения".


Эти размышления совпали у меня с тем, чем я с некоторого времени занимаюсь постоянно - изучением рейтинга книжных продаж. Мне просто интересно понять, что в России сейчас читают...


Сведения вполне утешительные. Несомненно, лидирует отечественный литературный продукт. Ни один зарубежный автор не сравнится по популярности с Людмилой Улицкой, Диной Рубиной (живущей в Израиле, но русской в точном культурном смысле слова), Александрой Марининой, Борисом Акуниным, Виктором Пелевиным, Захаром Прилепиным... Единственный иностранец, который состязается с русскими авторами по "топам" продаж, - загадочный швед Стиг Ларсон, автор романов про "девушек" с "татуировками". Но, во-первых, его шесть лет как нет в живых, а во-вторых, кажется, нет ни одного его романа, который бы не был экранизирован Голливудом.


В "топах" книжных продаж есть последний роман Михаила Шишкина "Письмовник" и даже мемуары покойного замечательного филолога Александра Чудакова "Ложится мгла на старые ступени..."


Безусловный лидер по продажам отец Тихон (Шевкунов) с книгой "Несвятые святые", пробившей глухую стену между литературой светской и церковной.


Ну и, конечно, "Гражданин поэт" Дмитрия Быкова. Это понятно, время на дворе такое.


Всё, в общем, не так плохо.


Но не стоит забывать, что книжные рейтинги отражают жесткую конкуренцию в литературе. А как быть с книгами, которые претендуют на "точечный" интерес? Между прочим, пять тысяч книг для Лондона будет отбирать не кто-нибудь, а Борис Куприянов, основатель одного из лучших книжных магазинов Москвы "Фаланстер", где есть книги и по истории, и по религии, и по культурологии, и поэтические книги, и просто книги авторов, не слишком раскрученных.


В Лондон-то они доедут. Вкусу Куприянова можно верить. А в наши города? А в столицы бывших республик, где русская "диаспора" наверняка пока еще побольше лондонской будет?


Плохо у нас не с книгами, а с книгораспространением. Понятно, что продать 50 000 экземпляров любой книги в России не составляет труда - надо положить по 5 экземпляров в 10 000 книжных магазинов. Что такое тираж 50 000 сегодня? Это бестселлер!


Вопрос: надо ли это России?


Поедем за книгами в Лондон?

Павел Басинский, писатель

Российская газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе