«Меня очаровывают простые люди, о которых остальной мир забыл»

Итальянская актриса Ирене Мускара — о кризисе на родине, работе в России и чувстве языка.

Ирене Мускара, выпускница мастерской Каменьковича и Крымова рассказала «МН», почему она решила учиться театральному искусству в Москве и какое впечатление производят хмурые жители столицы.

Ирене настолько полюбила Россию, что уже не чувствует себя итальянкой

© РИА Новости. Кирилл Каллиников

— Когда мне было 16 лет, я занималась в театральном кружке. Мы со спектаклем ехали на гастроли на поезде, и наш мастер рассказал нам, что учился в России. В этот момент мы въехали в тоннель, в вагоне стало очень темно, и я внезапно почувствовала, что тоже хочу учиться в России. Родители были против того, чтобы я стала актрисой, поэтому я решила пойти учить русский язык — хотела убедиться, насколько серьезно отношусь к театру.

Я поступила в Миланский католический университет на факультет филологии и иностранных языков. После первого курса появилась возможность поехать в Москву на стажировку на месяц. Этот месяц меня впечатлил очень сильно — в августе в Москве никого нет. Сейчас мне смешно, потому что у меня было ощущение, что я понимаю людей. Я ничего не поняла тогда про Москву (хотя и сейчас ничего не понимаю), но мне очень понравилось.

О спецпроекте:

Иностранцы едут в Россию не только за нефтью, газом и большими зарплатами. Людей, для которых вся жизнь — театр (в буквальном смысле), привлекает сюда театральная школа с мировой репутацией. «Московские новости» поговорили с пятью иностранными актерами, учениками великих мастеров, которые сегодня играют в различных театрах страны, о том, зачем им вообще все это надо.

После третьего курса мне надо было писать диплом, и я получила стипендию на стажировку в Москве на три месяца. Темой диплома выбрала сравнение пьес Леонида Андреева и Чехова. Я ходила в музей МХАТа и театральную библиотеку. Меня даже пускали в музей бесплатно, вахтерши угощали чаем. Очень помог один парень из Италии, Тео (он учился в Школе-студии МХАТ), — он меня водил на самые лучшие спектакли. Я решила поступать в театральный. Мне объяснили, что надо подготовить, какие документы собрать. Вернулась в Италию и сказала родителям, что буду поступать.

Сначала поступала в Школу-студию МХАТ. Однажды я, возвращаясь домой (я жила у подруги), решила пойти другой дорогой и случайно встретила своего знакомого Сашу. Оказалось, он тоже шел поступать на актера — правда, в ГИТИС, и позвал меня с собой. Я поехала с ним за компанию. В первом туре (мы попали к Наталье Назаровой) меня оставили, а Сашу — нет, это было так обидно! А во втором туре уже был Каменькович, который вообще не понимал, как я оказалась на этих прослушиваниях. Я им рассказала, что встретила друга на улице и пошла с ним, — все очень смеялись. Но это не было простым везением, я проделала долгий путь, я к этому шла.

Университет в Италии я окончила, уже учась в ГИТИСе. Недавно мне пригодился этот опыт — я была педагогом по итальянской речи у русских актеров при подготовке к съемкам российско-итальянского фильма «Элементарная любовь».

Каменькович, Крымов, супруги Назаровы — это великие педагоги, которые мне многое дали. Сейчас я начинаю понимать многие вещи, которые не понимала в ГИТИСе. После окончания учебы летом я случайно встретила Каменьковича, он спросил меня, какие планы, чем буду дальше заниматься. Я ответила, что сейчас хотела бы отдохнуть. Евгений Борисович очень удивился: «А почему? Что ты делала до сих пор?»

Ирене Мускара: «Я часто придумываю себе роли. В спектакле Windows. School Edition меня не было, но я придумала персонаж, который ничего не портит, — спросила у режиссера, могу ли это играть. Он согласился»


© РИА Новости. Кирилл Каллиников

О работе

Сейчас я репетирую в двух спектаклях, премьеры которых состоятся летом. Очень хочу о них рассказать, но боюсь, потому что я суеверный человек. Еще занята в двух спектаклях «Самого доброго театра», который создали мои однокурсники. Я часто придумываю себе роли. В спектакле Windows. School Edition меня не было, но я придумала персонаж, который ничего не портит, — спросила у режиссера, могу ли это играть. Он согласился. Я играю уборщицу. Меня очаровывают простые люди, о которых остальной мир забыл.

Летом снялась в документальном фильме-портрете «Посмотрите на меня» молодого режиссера Анны Колчиной — она получила Гран-при фестиваля ArtoDocs, фильм участвовал в конкурсной программе фестиваля «Святая Анна». Мне очень понравилось, что получился не набор стереотипов, а реальный взгляд на меня.

Прошлым летом тот самый Тео организовал в Италии фестиваль — там участвовали разные ребята из Европы, которые тоже учились в Школе-студии МХАТ, я показывала моноспектакль по Чехову, соединила несколько персонажей, не меняя ничего — ни костюма, ни грима. Была читка пьесы Вырыпаева, которую Тео перевел, — всем очень понравилось.

Ирене Мускара: «На Сицилии мне не верят, что я итальянка. А когда я здесь стою в очереди, оформляя визы, у меня спрашивают: девушка, вы из Молдавии? Или: девушка, вы из Грузии?»


© РИА Новости. Кирилл Каллиников

О языке

Язык надо чувствовать прямо как запах. Я очень люблю русскую литературу — раньше читала в переводе, теперь получаю огромное наслаждение от оригиналов. У Пушкина, например, не очень хорошие переводы на итальянский. Иногда я по-итальянски говорю как русская. На Сицилии мне не верят, что я итальянка. А когда я здесь стою в очереди, оформляя визы, у меня спрашивают: девушка, вы из Молдавии? Или: девушка, вы из Грузии? Я иногда поддакиваю. Люди настолько привыкли к стереотипам, что верят.

Об Италии

В Италии есть какие-то вещи, которые похожи на Россию, — взять хотя бы бюрократию. Сейчас в Италии большой кризис — молодежь уезжает, потому что мало работы. Это не сказка. Мой родной город Мессина небольшой, у нас часто бывали землетрясения. Иногда на Сицилии я испытываю тоску, которая у меня бывает в России, когда я попадаю в большие пространства.

Ирене настолько полюбила Россию, что уже не чувствует себя итальянкой


© РИА Новости. Кирилл Каллиников

О Москве

Сейчас я не чувствую себя итальянкой, я рада здесь быть. У меня часто спрашивают, как я отношусь к тому, что в Москве никто не улыбается. Я отвечаю, что люди везде разные, а хмурые лица бывают не только у москвичей. Мы ездили с ГИТИСом в Америку — там, наоборот, все улыбались. Это еще больше меня бесило. Сказать, что мне нравится Красная площадь? Да, нравится, и театры. Дай бог, чтобы, несмотря на все проблемы, театр остался театром.

Я не загадываю на будущее, главное для меня — не терять себя. Что будет завтра, я не знаю, надо очень много работать, стараться делать что-то хорошее, что помогло бы миру.

Ирене Мускару можно увидеть в спектаклях «Байрон/Crede Byron», Windows. School Edition.

Екатерина Власова

Московские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе