Котел культур

Бренд Gourji, по замыслу его создателя, должен переосмыслить евразийский культурно-исторический контекст.

Открыть красоту обыденного

Бизнесмен Дмитрий Гуржий, давший свое имя бренду в латинской транскрипции, первоначальный капитал сделал на продаже канцелярских товаров. Начав работу в конце 1980-х годов, он создал крепко стоящий на ногах бизнес. Спрос на аксессуары постепенно рос, и настала пора разделить продукцию на аксессуары класса «люкс» и аксессуары и подарки массового спроса. Именно первые и были объединены общим брендом. «Долго думал, как назвать новый бренд, потом решил дать свое имя, – поделился Гуржий. – Оно космополитично – вроде бы „свое“ и в России, и за границей».

По сути, бренд Gourji – одна из первых попыток создания в России ювелирной и аксессуарной марки. У него есть несколько сильных конкурентов в других странах – американский Ralph Lauren, китайский Shanghai Tang, европейские Montblanc и S.T. Dupont. «Однако подлинного евразийского бренда не было, и я решил делать новую роскошь на пространстве Евразии. Немного амбициозная и пафосная задача, но мы пытаемся ее осуществить», – говорит Гуржий.

Космополитизм он упомянул не случайно. Сын дипломата, сам известный путешественник, Дмитрий Гуржий видит свой бренд как некую общекультурную модель. «Россия – плавильный котел сотен культур, который выявляет самое яркое из художественного наследия прошлого и дает ему современное прочтение. Почти все коллекции основаны на символах прошлого и дарят им вторую жизнь», – объясняет он.

Миссия основателя бренда очевидна: создать международный аксессуарный бренд класса «люкс» из Евразии, где Евразия – это территория с этносами, эстетикой и историей, а не политическое или идеологическое понятие. Создать новую роскошь на базе культурных и эстетических достижений народов континента. Создавать и распространять аксессуары, отражающие культурный, эстетический и исторический контекст народов и культур.

В термине «Евразия» спрессовано множество смыслов, однако проект Gourji, и это особо подчеркивает Гуржий, свободен от идеологии – он включает в себя исключительно культурно-исторический контекст. У бренда есть, без преувеличения, социальная миссия. Созидание нового невозможно без осмысления достижений прошлого и настоящего, поскольку будущее всегда вырастает из вчерашнего и сегодняшнего. Gourji ориентирован на современников и следующие поколения, но обращает их взгляд в прошлое, чтобы по-новому взглянуть на него, вспомнить незаслуженно забытое, открыть красоту обыденного. А ведь это шаг к осознанию себя, своего места в мире, что позволяет полнее раскрыть свои возможности, расширить горизонты и тем самым положительно влиять на будущее.

Эту увлеченность историей Евразии можно увидеть уже в первой коллекции запонок Gourji, появившейся в декабре 2007 года. Коллекция стала событием на рынке аксессуаров и ювелирных изделий в высоком и средневысоком ценовых сегментах, и таким образом новая марка заявила о себе как о конкуренте именитых брендов. «Любое событие в истории страны достойно осмысления, в том числе художественного, – убежден Дмитрий Гуржий. – Каковы бы ни были времена с идеологической или экономической точки зрения, во все периоды создавались шедевры искусства и вещи, которые мы называем визитной карточкой эпохи. Сегодня они переоцениваются, помогают по-новому взглянуть на историю. Мы придаем новый смысл ушедшему времени, потому что художественно-эстетическая ценность вещей почти всегда вне идеологии и политики».

Яркая иллюстрация

Коллекции запонок, носящие символическое название «Безусловные знаки» и «Сокровища подземелья», – яркая иллюстрация слов Гуржия. На ее создание Дмитрия вдохновили культурные символы советской эпохи, многие коллекции основаны на течениях искусства ушедшего века, но это не означает обращенности лишь в прошлое. Именно о настоящем и будущем соотечественников задумывается автор нового бренда, однако развитие невозможно без понимания и оценки прошлого.


Фото: Gourji

Как и марка Gourji в целом, эти коллекции рассчитаны не только на состоятельных, но и на состоявшихся людей, которым тесно в рамках мейнстрима. Они осознают тесную связь с историей своей страны, но не догматичны, ценят красоту, воплощенную в лучших материалах, обладают хорошим чувством юмора и склонны к самоиронии. Эти люди не боятся быть собой и стремятся к самовыражению, подтверждая статус, к которому шли долго и упорно. Для этого они используют среди прочего достойные аксессуары. Помимо художественной ценности и высокой стоимости эти вещи являются инновационными, концептуальными, отличаются дерзким дизайном и легким эпатажем. Марка Gourji со своей актуальной, эксклюзивной, дизайнерской коллекцией запонок класса «люкс» – как раз то, чего не хватало на рынке аксессуаров. В Петербурге продукция Gourji эксклюзивно представлена в магазинах компании «Империал».

Коллекция «Безусловные знаки» рассчитана на людей с разными амбициями и предпочтениями. Для тех, кто ощущает себя по жизни первым, – запонки «1». Их прототипом стал нагрудный знак правоохранительных органов «Специалист 1-го класса». В основе композиции – фигурный щит, наложенный на дубовый венок с вертикально расположенным мечом. Поверхность щита из желтого и белого золота покрыта рубиновой эмалью с белой окантовкой и золотой цифрой «1».

Для морально и физически готовых к подвигу – запонки «Всегда готов» из желтого золота. За их основу взят пионерский значок образца 1962 года: в центре пятиконечная звезда из многослойной эмали, под ней – девиз «Всегда готов!», над ней – три языка пламени из алой эмали, знак нерушимого единства поколений и символ Коминтерна.

Девиз «Готов к труду и обороне» более конкретен, чем пионерский «Всегда готов», что отразилось на стилистике запонок «ГТО». По историческому смыслу значка-прототипа, эти запонки – для «смелых и ловких», «сильных и мужественных», «физически совершенных» и «бодрых и здоровых». В общем – для всех! Запонки изготавливаются в двух вариантах, навеянных дизайном значков 1938-го и 1972 годов, и выполнены из золота и эмали.

Для тех, кто считает себя «лучшим из лучших», предназначены запонки «Знак качества». Это пятиугольник из белого золота с бриллиантами, сапфирами, изумрудами, рубинами или из желтого золота с красной эмалью. Идею навеял Государственный знак качества, учрежденный в СССР в 1967 году, гарантировавший высокий уровень товара.

Любителям легкого стеба понравятся запонки «Ангел Октября» – стилизованная реплика октябрятского значка, на которой маленького Ильича сменил грозящий пальчиком лукавый Амур – образ, созданный Этьеном Фальконе для украшения будуара маркизы Помпадур. Запонки выполнены из желтого золота с перламутром и рубиновой эмалью.

Испытывающим гордость техническими достижениями СССР понравятся запонки «Спутник Октября». За основу модели взят первый искусственный спутник Земли, выведенный СССР на орбиту 4 октября 1957 года и открывший космическую эру в истории человечества. Они не только красивы, но и необыкновенно приятны на ощупь – возможно, потому, что несут сакральный смысл и позволяют прикоснуться к космосу. Эти роскошные запонки выполнены в желтом золоте с гранатом и покрыты темно-синей и голубой эмалью.

Умело использующим плоды единства и борьбы противоположностей, которые символизируют серп и молот (носители женского и мужского начала, деструктива и креатива), и победителям в борьбе полов подойдут запонки «Миру – мир!», несущие богатый смысл. Основой их дизайна послужил значок 50-х годов ХХ века «Рабочий и колхозница», созданный в стилистике эталона социалистического реализма – знаменитой скульптуры Веры Мухиной.


Фото: Gourji

Через темы своих коллекций, восходящие к различным этносам и конфессиям, марка Gourji старается знакомить соотечественников с неповторимым своеобразием культур народов, населяющих нашу огромную страну. Коллекция «Истоки Евразии», в которую входят запонки и ручки, состоит из четырех серий: «Города России», «Святой Николай», «12 колен Израилевых», «Кавказа гордые сыны». В коллекцию входят пишущие принадлежности и запонки, относящиеся к самым разным этносам и художественным стилям. Каждый предмет новой коллекции соединяет в дизайне старые декоративные техники, не утраченные по сей день, и новейшие, самые совершенные технологии. Все художественные элементы дизайна этих драгоценных изделий тщательно выверены и отсылают к различным эпохам развития российской государственности и религии населяющих нашу страну народов.

В настоящее время Дмитрий в основном самостоятельно придумывает художественные решения для изделий марки. «Но это не очень хорошо, я все же не профессиональный дизайнер», – признает он. И подтверждает, что готов привлекать для разработки новых аксессуаров профессиональных дизайнеров.

Еще одно предстоящее изменение носит гендерный оттенок. «Марка Gourji на 90% создана для мужчин. Но мы не хотим, чтобы так было и впредь. Уже создана коллекция запонок для женщин „Камни Евразии“ – с полудрагоценными камнями. На меня еще в детстве произвел впечатление фильм „Хозяйка Медной горы“. И вот мы делаем запонки из евразийских камней и самоцветов – нам не нужны бриллианты. Начали работать с тканями и кожей: делаем шарфы, платки и прочие аксессуары. Эти вещи тоже, естественно, с идеей», – рассказывает Гуржий.

Георгий Дмитриев

Эксперт

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе