"Этно-Москва": чувствуйте себя как дома

Не в силах справится с потоком миграции, власти крупных российских городов решили, по видимому, хоть как-то наладить отношения между коренными жителями и многочисленными приезжими. К урокам толерантности и пособиям по московскому этикету в скором времени добавится учебник "Этно-Москва", который поможет школьникам лучше понимать приезжих.

Пару лет назад справочник по этикету для мигрантов наделал много шума. Жители крупных городов долго спорили о том, стоит разрешать приезжим чувствовать себя в гостях как дома - или нет. Учебник "Этно-Москва", который сейчас только разрабатывается, подойдет к проблеме с другой стороны. Школьникам расскажут о традициях, праздниках и быте других этносов и, как ожидается, привьют им ту самую пресловутую толерантность.

Как сообщили на днях "Известия", на основе этого пособия учителя будут проводить уроки толерантности и организовывать досуг школьников. Книга будет содержать сведения о праздниках и других событиях диаспор Москвы, а также информацию о связях со столицей знаменитых представителей других народов. В пособии будет рассказано об этнических достопримечательностях города, в том числе о мечетях и синагогах. Пособие планируется дополнить сценариями экскурсий с национальным колоритом, например, "Москва татарская".

Пресс-секретарь столичного Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями Анастасия Старостина отметила: многие школьники не знают, что такое Навруз, Сабантуй или Ханука, а незнание часто порождает агрессию к представителям других этносов.

По словам начальника профильного управления отдела Департамента образования Москвы Ольги Глазковой, в столичной системе образования подобного пособия не было. Новое издание может пригодиться не только учителям, но и школьным психологам. По мнению члена комиссии Мосгордумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Андрея Метельского, уроки толерантности стоило бы ввести в школе на постоянной основе, а просвещать необходимо не только школьников, но и их родителей.

А вот глава общественного движения "Московские родители" Галина Шнайдер опасается, что в рамках курса толерантное отношение к национальностям будет навязываться. "Как и в случае с обязательным изучением литературных произведений, это может навсегда отбить у ребенка охоту интересоваться традициями других этносов и вызвать повышенную агрессию по отношению к другим народам", - полагает активистка.

Необходимость введения уроков толерантности в общем-то понятна. Число детей мигрантов в школах постоянно растет. Из ряда московских учебных заведений уже поступали жалобы: приезжие не знают русский язык, а значит, их невозможно обучать. По разным оценкам, школы Москвы и Петербурга на 30-50 процентов состоят из мигрантов, что не может не стать головной болью для преподавателей и администрации. Дети, почти не знающие русского языка, естественно, не могут нормально заниматься, и перед учителями встает дилемма: то ли делить ребят на классы по национальному признаку, то ли перемешивать и дотягивать отстающих до общего уровня. Но как дотягивать, тоже не совсем понятно. С одним учеником после уроков заниматься еще можно, а если их десяток? Да и потом, большое число мигрантов в некоторых школах просто не позволяет сформировать из них отдельный класс, учащихся приходится "перемешивать" - и расхлебывать последствия. Кроме того, дети гастарбайтеров не очень-то идут на контакт с "коренными" однокашниками и предпочитают общаться в своем кругу.

Понятно, что все это не лучшим образом отражается на отношениях между "хозяевами" города и его "гостями". По данным соцопросов, около 40 процентов московских школьников негативно относятся к приезжим одноклассникам, и вряд ли статистику сможет изменить введение специализированных уроков. Как ни крути, но желание "жить дружно" должно быть обоюдным, однако со стороны большинства гостей столицы тяги к ассимиляции не наблюдается.

Не так давно фонд "Добрососедство" по заказу ФМС провел опрос среди мигрантов. И вот что выяснилось: более 90 процентов из них проводят свободное время в обществе соотечественников и не слишком стремятся адаптироваться на новом месте, 72 процента никогда не посещали официально зарегистрированные национальные объединения, представители которых так любят говорит в СМИ о двустороннем сотрудничестве. Вот и получается, что, с одной стороны, есть "принимающая" сторона, которая старается сгладить острые углы и сделать так, чтобы совместное существование было хотя бы минимально комфортным, а есть "гости", которым, кажется, на все наплевать.

Ксения Образцова

Правда.Ру

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе