Джон vs Иван. Что не так с иностранными топ-менеджерами в России?

«Что они думают о России? А что вы думаете об Узбекистане? Предположу, что вам начхать. Вот и им так же», – откровенничал со мной однажды владелец одной инвесткомпании, окруживший себя иностранцами. А что еще остается, оправдывался он, местные по большей части зеленые и не годятся там, где требуется опыт, опыт и еще раз опыт. В таких обстоятельствах джентльменам из Штатов и Европы, годами работающим в Москве, но не желающим учить русский язык, все было простительно.

© Peter Arkle / Businеsswееk

Наш разговор состоялся 10 лет назад, когда наплыв иностранцев в крупные и средние российские компании был заметен невооруженным глазом. Что изменилось с тех пор?

Статистика. Еще в 2008 году портал для менеджеров E-xecutive.ru возвестил о «закате эпохи руководителей-экспатов», ссылаясь на результаты исследования американской Ассоциации консультантов по подбору руководителей высшего звена, измерившей среднюю температуру по странам БРИК. По ним выходило, что за десять лет число экспатов в руководстве местных офисов международных компаний сократилась с 56% до 12%. Правда, Китай и Бразилия проявляли больше самостоятельности в управлении, чем Индия и Россия.

Внимательный читатель деловых новостей должен был заметить, как часто в последнее время сообщалось о назначении россиян на ключевые должности. К примеру, только на этой неделе стало известно, что бизнесмен Рустам Тарико назначил Владимира Филипцева руководить «Русским алкоголем», выпускающим водку «Зеленая марка» и «Журавли». До него в кресле гендиректора компании сидели исключительно иностранцы. Нечто подобное происходит и в местных офисах глобальных компаний, прежде возглавляемых экспатами. А некоторые менеджеры вроде бывшего шефа «Oracle СНГ» Бориса Щербакова, недавно возглавившего Dell по России, успели в этом качестве сменить не одного работодателя.

Все это говорит о более справедливой оценке наших управленцев. Жаль только, замещение происходит медленнее, чем хотелось бы, и для некоторых владельцев бизнеса экспаты все еще олицетворяют престиж и будто бы гарантируют спокойствие. Многим собственникам кажется, что иностранец все сделает грамотно, не украдет, не разбазарит. Так возникает потолок в карьере тех россиян, которые даже по формальным признакам – образованию и опыту – вполне способны побороться за высокий пост. Особенно когда речь о борьбе с каким-нибудь уроженцем Нью-Джерси, обладателем диплома заштатной бизнес-школы с подвешенным языком. Все его преимущества сводятся к способности создать иллюзию посредничества между локальным бизнесом и глобальным рынком. Слава о России как стране легких заработков до сих пор привлекает сюда немало авантюристов (кстати, то же пускание пыли в глаза сплошь и рядом можно наблюдать в советах директоров).

Возможно, такие руководители будут худо-бедно руководить местным бизнесом, но едва ли станут болеть за него всей душой. Экспат – прежде всего временщик, который с плохо скрываемым равнодушием взирает на все, что находится за горизонтом квартальных, максимум, годовых отчетов. И это не сулит ничего хорошего в отношениях с персоналом. Ведь людям нравится думать, что начальство хоть как-то озабочено их будущим.

Последние годы, увы, мало изменили этот образ менеджмента, вечно сидящего на чемоданах: иностранцы за редким исключением не спешат становиться своими среди чужих. Языковой барьер для большинства из них по-прежнему непреодолим, а сотрудники так и остались безликой массой ментально неблизких автохтонов.

Минувшей осенью мне довелось почитать первое и единственное обращение к коллективу от иностранного главы одной крупной российской компании. Письмо представляло собой попытку в меру откровенного личного общения, где разъяснялась новая повестка дня в нелегкий для компании период. Было заметно, что текст переведен с английского, и качество этого перевода оставляло желать лучшего. Но примечательно другое – в нем отсутствовала подпись, из-за чего сообщение создавало трагикомический эффект, поскольку не сразу становилось понятно, кто это так неказисто обращается к сотрудникам компании. Такое можно списать на рассеянность, но скорее всего… автору было просто начхать.

Евгений Карасюк

slon

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе