Тупик Кадырова

Должна ли в Москве быть улица гвардии полковника Буданова? Не думаю. Когда вместо табличек «улица Ахмата Кадырова» появляется табличка с именем Буданова, это не очень убедительно даже как акция протеста, потому что противников Буданова в России пока все же больше, чем сторонников. А подавляющее большинство считает Буданова трагической фигурой, жертвой эпохи, но уж никак не героем.

Должна ли в Москве быть улица Ахмата Кадырова? Не думаю. Во всяком случае, в биографии Ахмата Кадырова, каковы бы ни были его последующие заслуги, есть факты, не способствующие его популярности в Москве. Делать этого не следовало, по-моему, даже для того, чтобы умилить и задобрить Чеченскую Республику. Она не слишком ценит внешние знаки внимания. Вот 498 миллиардов на социально-экономическое развитие до 2025 года она просит. И поскольку других достижений во внешней, да и внутренней политике, кроме мира в Чечне, у России как-то не просматривается, ей, конечно, эти деньги дадут.


Мне хотелось бы предложить третий вариант, поскольку при выборе из двух – «выборе дьявола», как называл его Сергей Аверинцев – всегда надо выбирать третье. Мне кажется, что в Москве давно пора сделать улицу Пастернака, который для сближения России и Кавказа сделал больше, чем Кадыров (а с Будановым и сравнивать не хочу). Вдобавок улицы его нету до сих пор даже в Переделкино.


В Нидерландах, в Зутермере, – есть, а в Москве, где он жизнь прожил, нету. Мандельштам когда-то предсказал улицу своего имени, но не дождался ее даже в Воронеже: там народ обиделся, что переименовывать дорого, лучше бы эти деньги на что-нибудь полезное пустить, вроде пенсий или детской площадки. Взгляд, конечно, очень варварский, но верный, как писал Бродский, улицы которого нет не только в Москве, но даже в Петербурге.

В Москве нет улицы Андрея Белого – крупнейшего русского прозаика ХХ века, куда там Прусту. Нет улиц Мейерхольда, Катаева, Тынянова, Шкловского, Галича, Окуджавы, Вознесенского. Нет площадей Татлина и Кандинского – великих русских авангардистов. А если нужно что-нибудь общественно значимое (литературу у нас давно считают чем-то маловажным), сделайте наконец улицу Политковской. Она и для Чечни, и для России сделала очень много – куда больше, чем многие ее современники.


Я понимаю, что все это утопия. Но понимаю и то, что культура – единственный способ снятия неразрешимых противоречий и даже преобразования их в великие стимулы. Ведь все на свете получается из этих противоречий – но только при помощи культуры. Так что все это не так уж далеко от реальности, и все эти улицы обязательно будут в Москве – стоит только убрать из нее тех, в чью честь, почти уверен, назовут когда-нибудь несколько окраинных тупиков.


Быков Дмитрий


Собеседник


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе