Цыгане шумною толпой

Кочуют не по романтической Бессарабии, а по вполне обыденной Франции. Оговорюсь, впрочем, сразу: мои французские друзья вообще полагают, что «антицыганские» маневры Николя Саркози преследуют целью отвлечь общественное внимание от ряда предвыборных финансовых махинаций, что некстати вскрылись нынешним летом. Но так оно или нет, а проблема действительно назревала давно.

Но до того как в живописной долине Луары произошли, выражаясь политкорректно, «беспорядки», а говоря человеческим языком — бесчинства, у президента Франции действительно не было возможности к этой проблеме обратиться. Правозащитники резво и рьяно радеют о правах «приверженцев кочевого образа жизни», а обобщающая оных приверженцев этническая компонента автоматически сводит все принимаемые против них меры к «расизму». Так что приходилось терпеть. Однако бесчинства в городке Сент-Эньян впечатляющим образом вывели кочевников из-под теплого правозащитного крылышка. Напомню, что три недели назад молодой цыган в попытке скрыться от стражей порядка направил свой автомобиль на жандармов. Было применено табельное оружие, цыган погиб. Ответом на это явилось нападение полусотни цыган на полицейский участок и погром. Нападавшие были вооружены топорами и арматурой, громили витрины и светофоры, рубили деревья и, кто бы сомневался, поджигали автомобили. Три сотни полицейских, оперативно переброшенных в городок, кое-как навели порядок.


По следам этих событий президент распорядился ликвидировать 300 цыганских становищ и выслать из страны цыган, не имеющих французского гражданства. Имеющих же гражданство иммигрантов предполагается его лишать по факту сопротивления властям, а заодно и за многоженство. При этом Саркози охарактеризовал таборы как рассадник наркоторговли, проституции и прочего криминала. (Быть может, стоило особо оговорить также деятельность охотников за цветным металлом. Как раз недавно погиб еще один цыган — при попытке ободрать провода.)

И на днях ликвидация таборов началась. Полиция действовала достаточно жестко, оцепив становище под Сент-Эньяном. Ни правозащитники, ни журналисты в зону оцепления допущены не были, поэтому фоторепортажами Сеть пока не изобилует.

Итак, чему же объявлен бой? Что такое современный цыганский табор, кочующий по Франции, если отринуть романтические ассоциации, на кои русское сознание еще более падко, нежели французское?

Прежде всего, хотя сельская Франция вполне успешно разводит лошадей, коннозаводчикам отнюдь не приходится опасаться, что запертый на семь замков вороной будет украден вместе с замками. Цыгане и лошади — связка, безусловно, устаревшая. Автору этих строк не раз доводилось встречать в своих французских путешествиях перемещающийся табор. Передвигаются цыгане преимущественно на шикарных «Джипах»-«Мерседесах». Спят тоже не между колесами занавешенных коврами телег, а в точно таких же прицепах, в каких отдыхает с семьей средний француз. С единственным различием: француз ставит свой прицеп на предназначенной для того платной стоянке, оборудованной электричеством, медпунктом, душевыми и канализацией. Цыган же паркуется на любой приглянувшейся лужайке, последствия чего довольно легко вообразить.

Франция, как известно, государство превесьма социальное. Власти не считают возможным допустить, чтобы находящийся в стране ребенок (вне зависимости от правового статуса родителей) обходился без школьного образования. Где табор остановился на зиму — там детей и приписывают к местной школе. Отнюдь не к восторгу деревенских родителей, дружно одобривших нынешние инициативы президента. Оно и немудрено. Кому охота, чтобы дитя завшивело через одноклассников. Впрочем, даже не в насекомых дело, с насекомыми в классе еще как-то можно справиться. Цыганские дети находятся вне того представления о добре и зле, что прививается детям французским: они, к примеру, считают кражу поведенческой нормой. (Ну как научить ребенка не красть, если он должен расщеплять свое сознание: мне красть нехорошо, а Земфире и Зире — можно, такие у них культурные особенности?) А уж какими обильными знаниями из сферы взаимоотношения полов эти дети наделены при кочевом образе жизни с пеленок… 

Иной табор не хочет закрепляться на зиму на одном месте. Тоже не беда! Учитель из молодых энтузиастов сопровождает табор на собственном транспорте. За сложность рабочей обстановки ему приплачивают — разумеется, из кармана налогоплательщика. Смысла в том нету, конечно, ни малейшего: ребенку, который не изъят из кочевого окружения, представление о круговороте воды в природе едва ли понадобится.

Давно уже не осталось никаких сомнений в криминальной природе доходов вольнолюбивых детей природы. Правда, они иногда делают плетеную мебель — стулья, коробы. У моих друзей такая стоит в доме: сработано действительно неплохо. Но ведь не на заработок же с этих плетенок приобретаются «Мерседесы»? Смешно, в самом деле.

Два века назад европейская литература, встревоженная урбанизацией, противопоставила «искусственный» мир горожан «естественному» миру дикарей. Бог весть в какой мере это было правомочно тогда — мы в ту пору не жили. Но не вызывает и тени сомнений: то, что мы наблюдаем в лице цыган сегодня, — явление на порядок менее естественное, чем урбанизм. Паразитарное явление.

Автомобили, мобильные телефоны, DVD-плееры… От цивилизации кочевым миром взято все, кроме того, что составляет ее стержень: кроме права и этических норм. Ну и санитарию не забудем уж заодно.

На первый взгляд немного странным представляется выставленное Саркози в один ряд с правонарушениями многоженство. Дело вроде бы добровольное и личное, что общего между числом жен и нападением на полицейских? Но в действительности эта сцепка свидетельствует о реалистичности позиции французского президента. Тот, кто не хочет придерживаться европейских норм общежития, не должен претендовать и на вкушение благ жизни в Европе. Предпочитаешь жить с четырьмя женами и выпускать их на улицу исключительно в никабах? Замечательно! Есть чудесная Саудовская Аравия, где сие почитается естественным и нормальным. Но в каждой избушке свои погремушки, а в чужой монастырь со своим уставом не ходят.

Начиная с гельвецианского референдума по минаретам, старая Европа взяла новый курс: она разворачивается для защиты исконных ценностей. Не стратег, но неплохой практик, Николя Саркози уловил волеизъявление основного электората. Волеизъявление настолько явное, что на него возможно опереться вопреки правозащитникам и «левой черной икре», что, отнюдь не посылая собственных детей в муниципальные школы, ратуют за совместное обучение маленьких цыган и маленьких французов. В адрес Николя Саркози уже звучат стандартные обвинения в «расизме и дискриминации». Приятно, однако, наблюдать, что он решился предпринять что-то в интересах коренного населения. Даже если и преследовал цель отвлечь это коренное население от чего-то другого. Не так уж оно и важно.

Елена Чудинова, автор «Эксперт»

Эксперт
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе