«Свои» и «чужие» - будни диаспоры

Этническая идентификация диаспоры выступает социоохранным механизмом, замещая узкие места диаспорного бытия
Само положение и состояние диаспоры определяет мозаичную культурную идентичность, которая является транскультурным симбиозом, возвышающимся над административными и государственными границами.

Реалии и тенденции современных межэтнических отношений в России акцентируют этническую идентичность не только больших и малых народов, но и переселенческих национальных меньшинств - диаспор. Оптимальная реализация этнической идентичности может рассматриваться как основа для межэтнического диалога, для взаимной этнокультурной осведомленности и заинтересованности, а, следовательно, и взаимной этнической толерантности.

Применительно к диаспорам, как и к другим субъектам национальных отношений, справедлив тезис о вечно присутствующем этническом сознании, которое оживляется и проявляется в ситуациях опасности и угрозы.

В развитии эффективного этнокультурного взаимодействия должны быть в равной степени заинтересованы все субъекты российской этносферы. Однако особую заинтересованность в этом плане могут проявлять диаспоры, не имеющие таких преимуществ, как большая численность, исторически закрепленные территории, формы национально-государственной жизни. Не являясь основной, коренной (автохтонной), титульной этнической группой, диаспоры (прежде всего, внешние) прямо зависят от уровня терпимости (толерантности) окружающих этносов и этнических групп.

В обстоятельствах кризиса этнополитической иерархии, в условиях интерпретаций национального суверенитета и федерализма этничность как основа коллективной солидарности, и этнический национализм как политическая доктрина бросили серьезный вызов существовавшему статус-кво. В ответ на вызовы национального вопроса переселенческие этнические меньшинства - диаспоры - также дали национальный ответ, т. е. актуализировали собственную этничность.

Для переселенческих этнических меньшинств коллективная солидарность на основе этничности и этнокультурной общности является в большей степени актуальной, чем для народов и этнических групп, имеющих коренное (автохтонное) происхождение. Применительно к диаспорам, как и к другим субъектам национальных отношений, справедлив тезис о вечно присутствующем этническом сознании, которое оживляется и проявляется в ситуациях опасности и угрозы.

Проблемы толерантного взаимодействия этнических групп приобретают особую значимость, во-первых, в силу актуализации этнического фактора, во-вторых, в силу интенсификации информационных и коммуникативных систем. В этой связи межэтническое взаимодействие наполняется новым содержанием, в котором выделяются такие аспекты, как распространение достоверных этнографических, этнологических знаний; оптимизация новой иерархии этносов и этнических групп; определение общих, взаимовыгодных интересов; поиск межэтнических компромиссов; преодоление негативных этнических стереотипов.

Этничность диаспоры как этничность переселенческого меньшинства имеет собственные формы выражения. Она опирается на целостный этнокультурный комплекс, который заменяет диаспоре исторические территории проживания, государственные формы этнической жизни. Этнокультурный комплекс, на базе которого диаспора функционирует как организованное, структурированное и целеустремленное сообщество, является примордиальной основой, сохранившейся в ходе долгого перемещения диаспоры во времени и в пространстве. В то же время усиление или ослабление этничности, как равно ресурсы ее этнокультурной толерантности диаспоры зависят от конкретной этнополитической ситуации.

Как национальное меньшинство диаспора, скорее всего, оказывается в положении тех, кого этнизируют на экономическом, социально-политическом, морально-нравственном уровнях. В этой связи этническая идентичность диаспоры приобретает особую значимость и служит: самоидентификации, самоопределению; саморазвитию, самоорганизации, самоуправлению; соотнесению с общим этническим массивом; отчуждению от других этнических сообществ; сохранению этнической дистанции и этнокультурной самобытности; противостоянию деэтнизации, ассимиляции и аккультурации.

Этническая идентификация диаспоры выступает социоохранным механизмом, замещая узкие места диаспорного бытия. И в то же время в этнической идентичности диаспоры заложены и возможности толерантной межкультурной коммуникации. Диаспора тяготеет к позитивному межкультурному общению, прежде всего, потому, что является подвижным сообществом, как по форме, так и по сути. При этом: формальная подвижность является результатом перемещений в пространстве и времени; сущностная подвижность является результатом включения диаспоры в иноэтническое, инокультурное окружение.

Имея в основе примордиальный этнокультурный комплекс, диаспора во многом становится продуктом обстоятельств времени и места, а также результатом собственных целенаправленных усилий в достижении смыслообразующих целей.

В неблагоприятных, но естественных условиях деэтнизации, ассимиляции, аккультурации диаспоры демонстрируют: 

- аккумуляцию специфических черт традиционной этнической культуры, связанных, в частности, со свадебным, похоронным обрядами, обрядами детского цикла (например, карачаевцы и балкарцы в качестве зарубежной диаспоры в Сирии и Турции); 

- компенсацию утраченных этнодифференциирующих признаков (общность территории, родной язык, письменность, этнологические знания и др.) за счет бытовых элементов материальной и духовной культуры (например, корейцы в качестве зарубежной диаспоры в Казахстане); 

- поддержание позитивной этнической идентичности в условиях разностатусных субъектов РФ в зависимости от возможностей местной этнополитической конъюнктуры (например, удмурты в качестве внутренней диаспоры в Башкортостане, Татарстане, Республике Марий Эл, Пермской области); 

- стремление к обретению родины после неоднократного географического перераспределения, репатриации и далее - реэмиграции (например, армяне в странах Ближнего Востока, Турции, Греции, Франции и Америке); 

- идентификацию в качестве особой этнокультурной группы, отличной от материнского массива, в связи с двойственным и многоуровневым этническим самосознанием (например, татары и башкиры Прикамья); 

- изменение этносоциального диапазона (насильственное и добровольное) (например, немцы на Урале).

Все отмеченные проявления свидетельствуют о стремлении диаспоры, во-первых, сохранить свою этнокультурную самобытность (анклавность), а, во-вторых, интегрироваться в окружающее общество. В целесообразном сочетании самобытности и ассимилированности заложены широкие возможности для этнокультурной толерантности и преодоления негативных этнических стереотипов.

Для диаспоры важнейшей является не проблема выбора альтернативного направления в сфере культурных интересов, а проблема совмещения отмеченных культурных ориентиров и создания особого синкретического типа диаспорной культуры. Иными словами, само положение и состояние диаспоры определяет мозаичную культурную идентичность, которая является транскультурным симбиозом, возвышающимся над административными и государственными границами.

Культурная идентичность диаспоры, содержащая несколько компонентов, является социальной универсалией, которая шире и масштабнее по функциональным возможностям, чем культурная идентичность малочисленных народов или коренных (автохтонных) меньшинств. Именно за счет сохранения элементов культуры материнского этноса, а также включения элементов культуры окружающих этносов и этнических групп, собственная идентичность диаспоры приобретает мультимедийный характер.

Этническая граница важна для диаспоры в большей степени, чем для этнического большинства, так как именно она определяет группу и имеет множество функций, среди которых выделяеся разделение мира на «чужих» и «своих».

Именно эта мультимедийность позволяет диаспоре не только воспринимать культуру окружающих этносов, но и транслировать свою собственную. В этом восприятии и трансляции преодолеваются бытовой национализм, этноэгоизм и ксенофобия.

Этническое меньшинство в большей степени способно варьировать этнокультурными характеристиками, чем этнос. Сама сущность этнокультурного анклава предполагает не только иноэтническое окружение, но и активное проникновение в культурное поле диаспоры новых культурных включений. Воспринимая и творчески перерабатывая эти включения, активизируя по мере востребования вектор той или иной культуры, диаспора становится более осведомленной и оснащенной в межэтническом взаимодействии, а, следовательно, и более толерантной.

Современная мультикультурная и полиэтничная цивилизация выдвигает на авансцену социальных и политических отношений гражданскую общность - народ, демос. Эта общность, во-первых, является результатом этнокультурной толерантности, во-вторых, создает условия общей социокультурной толерантности и терпимости. Уход от преобладания этничности в пользу гражданственности может повлечь за собой забвение наций во имя народов, государств и культур.

Также возможно рассмотрение нации как согражданства, совокупности разных этносов и этнических групп. Применяя такой подход к диаспорам, отметим, что они, как никакие другие этнические сообщества, являются равнозначными членами, как этноса, так и демоса. В этом состоит дуалистическое своеобразие диаспор как разных по численности групп того или иного этноса, которые находятся вне территории (страны) его происхождения, но сохраняют при этом чувство идентификации со своим родным этносом.

Несмотря на интегративные, ассимилирующие новации социальной и политической жизни, сущность диаспоры как этнического меньшинства весьма устойчива. Будучи частью этноса, переселенческая группа объединена групповой этнической идентичностью, которая является экзистенциальным залогом существования сообщества. Коллективная идентичность диаспоры при всей сложности определения ее уровня имеет конкретные способы воплощения. Она выражается в более или менее развитых формах этнической жизни, которые сохраняются и развиваются параллельно и в противовес ассимиляции.

Коллективная идентичность заключена в этнические границы, которые обеспечивают сохранение национального меньшинства. Этническая граница важна для диаспоры в большей степени, чем для этнического большинства, так как именно она определяет группу и имеет множество функций, среди которых выделяются: разделение мира на «чужих» и «своих»; осознание этнического членства; выражение коллективной воли.

С фактором этнической границы и этнической дистанции прямо связано складывание как положительных, так и отрицательных этнических стереотипов, а, соответственно, и возможностей к толерантному взаимодействию. Этническая дистанция чрезвычайно устойчива, и является важнейшим симптомом этнокультурной анклавности диаспоры. Этнокультурное расстояние может проявляться во всем - от религиозных воззрений, влияющих на психологию даже самых убежденных атеистов, до самых незначительных бытовых привычек. Этническая граница в отношении меньшинства выполняет выраженную функцию - функцию ограждения от ассимиляции и растворения.
Автор
Майя Аствацатурова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе