Смертельно живой

28 марта в Дубае экс-командир батальона "Восток" Сулим Ямадаев был расстрелян неизвестным человеком. В тот же день российские СМИ сообщили, что Ямадаев убит. Спецкор ИД "Коммерсантъ" Ольга Алленова считает, что своей смертью Ямадаев должен был сослужить последнюю службу России. 

Ямадаев, получивший три пули на подземной стоянке элитного комплекса Jumeirah Beach Residence, оставался убитым больше суток. Но уже в понедельник его брат Иса заявил журналистам, что Сулим жив. Правда, полиция Дубая продолжала утверждать, что экс-командир "Востока" мертв. С таким же заявлением выступил и российский генконсул в Дубае Сергей Красногор. Несмотря на то что документов о смерти российского гражданина генконсул не видел, на похоронах не присутствовал и с родственниками "погибшего" не встречался, он уверенно заявил российским журналистам, что Сулим Ямадаев убит и похоронен в понедельник, 30 марта, на дубайском кладбище Аль-Коуз. 

Два дня я не могла связаться с женой Ямадаева Миланой; наконец, мне удалось с ней поговорить. С ее слов выходило, что приехавшая на место расстрела медицинская бригада диагностировала смерть, однако уже в машине врачи прощупали у жертвы слабый пульс. В понедельник, когда российский генконсул, а вслед за ним некоторые российские СМИ похоронили Сулима Ямадаева, он вышел из комы. Однако во вторник, когда интервью с Миланой появилось в "Коммерсанте", "РИА Новости" дозвонилось до смотрителя кладбища Аль-Коуз и сообщило место захоронения Ямадаева: ряд 93, место 16. 

Проникший на кладбище стрингер "Коммерсанта" сделал снимок на мобильный телефон — на фото видны свежая могила и пустая табличка над ней. Какими бы ни были правила захоронения в ОАЭ, родные никогда не похоронили бы чеченца под пустой табличкой. Более того, если бы Сулим был мертв, его, конечно, не стали бы хоронить в Эмиратах, а доставили бы на родину, где уже покоятся его братья — погибший в 2003-м в Ведено командир чеченского спецназа Джабраил и убитый в 2008-м в Москве бывший депутат Госдумы Руслан. К тому же в те дни, пока Сулима называли мертвым, ворота его дома в Гудермесе оставались закрытыми, что по чеченским обычаям недопустимо. 

Для меня в этой истории очевидны две вещи. Первая — Сулим Ямадаев, переживший за свои 34 года 13 покушений, жив. И вторая — полиция Дубая играет в свою игру, выставляя Ямадаева убитым, чтобы выйти на преступника, а заодно обезопасить жертву от нового покушения. Слова родственников, не поддерживающих официальную версию, можно объяснить исламскими традициями. По ним называть живого человека мертвым — значит гневить Аллаха. 

Но самый главный вопрос для меня — почему представитель российских властей до прошлого вторника упорно настаивал на том, что Сулим Ямадаев погиб и похоронен? Может быть, потому, что во вторник, 31 марта, в Москве должен был решиться вопрос о прекращении контртеррористической операции в Чечне (КТО) и выводе оттуда оставшихся войск? Напомню, что 20 марта Рамзан Кадыров был на приеме у Владимира Путина, а 25-го заявил о скорой отмене КТО. 27 марта президент Медведев поручил главе ФСБ "рассмотреть вопрос" на заседании Национального антитеррористического комитета (НАК) 31 марта. 

Кадыров очень хочет избавиться от российского военного присутствия в республике, ведь оно не только раздражает местных жителей, но и не позволяет ему чувствовать себя хозяином в Чечне. И отказывать ему вроде бы нет оснований, ведь в Чечне на первый взгляд все тихо и мирно. Однако в Москве есть много людей, которые в отличие от Путина Кадырова не любят. Они не могли допустить, чтобы его план осуществился. К тому же вывод войск бьет по финансовым интересам военных. 

Через несколько дней после встречи Кадырова с Путиным, 28 марта, в Дубае прошли скачки дубайского Кубка мира — в заезде Dubai Duty Free в 19.55 по местному времени участвовал скакун Bankable. Владелец этой лошади, по сведениям специализированного сайта emiratesracing.com, Рамзан Кадыров. Призовой фонд скачек — $5 млн. Bankable пришла пятой, за что ее владелец, как указано на сайте, получил $150 тыс. Официальных данных о присутствии чеченского президента на скачках нет, однако знающие Кадырова люди утверждают, что такое мероприятие он пропустить не мог. А незадолго до начала скачек, в середине дня, и был расстрелян Ямадаев. 

Разумеется, я далека от мысли, что Кадыров, приехав на скачки, отдал приказ убить Ямадаева. Кадыров, несмотря на его ненависть к семейству Ямадаевых, вряд ли хотел, чтобы связь между его присутствием в Дубае и убийством его главного врага была так очевидна. Зато именно такой сценарий устраивал тех, кто давно хочет Кадырова "утопить". Сам же Кадыров, всю прошлую неделю с удовлетворением заявлявший о смерти Ямадаева, только подливал масла в огонь. 

Расстрел Ямадаева совпал с важным международным событием — визитом в Москву правителя Дубая, премьер-министра ОАЭ Мохаммеда аль-Мактума, прибывшего в Россию 30 марта по приглашению Владимира Путина. Визит был посвящен привлечению арабских инвестиций в российскую экономику. Стоит ли говорить о том, что встреча на высшем уровне прошла в непростой обстановке, ведь из-за российских внутренних разборок Дубай — центр мирового туризма и одно из самых безопасных мест на земле — может лишиться своего имиджа. В Госдуме говорят, что весьма резкий разговор состоялся в этот день и между главами полиции Дубая и МВД РФ. 

В итоге 31 марта на заседании НАК было решено, что прекращение КТО в Чечне преждевременно. В этот же день российский генконсул в Дубае заявил, что подтвердить смерть Сулима Ямадаева он не может.

Ольга Алленова

Коммерсантъ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе