Рижский бальзам для манкуртов

Помните популярный многосерийный фильм производства Рижской киностудии «Долгая дорога в дюнах», многие события которого происходят в послевоенной Латвийской ССР? Или кинокартину «Город под липами», рассказывающую о том, как советские воины вместе с рабочими отрядами героически защищали город Лиепаю от фашистских оккупантов? 

В современной Латвии публичный просмотр подобных фильмов скоро может оказаться под запретом. Парламент этой страны уже принял в первом чтении законопроект о запрете использования советской символики на общественных развлекательных, праздничных, памятных, спортивных и прочих мероприятиях.

Согласно принимаемому документу, между советской и нацистской символикой нет никакой разницы. И та и другая, дескать, одинаково разрушительны для подрастающих умов. Но практика последнего времени демонстрирует, что упоминание фашистской атрибутики — лишь реверанс в сторону европейской политкорректности. Взять хотя бы торжественно открывшийся в сентябре прошлого года в центре города Бауска памятник карателям из трех полицейских батальонов, входивших в состав войск СС. Эти батальоны истребляли людей и под Брестом, и в Псковской области, и под Днепропетровском. В самой Латвии было уничтожено 90 % проживавших там евреев — свыше 80 000 человек. Более того, в одной этой маленькой стране было создано 23 (!) концлагеря.

Как известно, в годы войны наши войска эсэсовцев в плен не брали. Как кровавых военных преступников, для которых за их преступления не было места на земле. Однако в нынешней Риге ежегодно 16 марта проходит марш легиона СС. Ветераны-эсэсовцы ностальгически вышагивают по центру Риги, а президент Андрис Берзиньш еще и заявляет: «Считать их преступниками — это за пределами разумного». Его сторонники успокаивают возмущенную общественность — дескать, старичков осталось не больше пятисот, скоро вымрут, и проблема снимется сама собой...

Мой любимый фильм «Убить дракона» заканчивается тем, что рыцарь Ланцелот, вроде бы уже уничтоживший Дракона, неожиданно встречает его в окружении детей и слышит в свой адрес: «Теперь-то и начнется самое интересное!» Наряду с внешне безобидными старичками на шествие латышских эсэсовцев выходят и подростки, и даже совсем маленькие дети, которых привели «заботливые» родители. В некоторых детских садах Латвии уже проводятся «уроки патриотизма», где подрастающему поколению рассказывают об этой «героической» странице истории. Альтернативная точка зрения, судя по всему, скоро не будет и предполагаться. Поэтому-то и был внесен в Сейм законопроект о запрете советской символики. Причем его инициаторы настаивали на скорейшем, просто экстренном, принятии — не в трех чтениях, как всегда, а лишь в двух. Цель была очевидна — успеть узаконить запрет до 8 мая, дабы испортить праздник сотням тысяч жителей Латвии.

Кстати, если вы думаете, что автором этой законодательной пакости был махровый националист-латыш, то глубоко заблуждаетесь. Инициатор — депутат от входящей в правящую коалицию партии «Единство» Андрей Юдин. Так что дело — не столько в национализме, сколько в неприятии советской идеологии социальной справедливости, опасной для многих чиновников в любой власти. А латыш он или русский — да какая разница... К слову, и в Москве в 1998 году, в период активного оплевывания советского прошлого, была установлена мемориальная плита в честь командиров казачьего корпуса СС — фон Паннвица, Краснова, Шкуро и прочих эсэсовцев. И лишь в 2007-м к 9 Мая ее разломали ребята и девушки из молодежной патриотической организации.


Но вернемся в Ригу. В итоге, по инициативе «Партии реформ», также входящей в правящую коалицию, парламент отказался от срочного утверждения законопроекта. Теперь его будут принимать в обычном порядке, то есть уже после Дня Победы. Однако руководство этой партии сразу же оговорилось, что «преступления коммунистического режима не имеют оправдания, и их прославление недопустимо». То есть причина откладывания — лишь в том, что на носу выборы. Зачем лишний раз дразнить избирателя? Вот переизберут власть, и тогда уж можно будет спокойно растить манкуртов, не знающих о временах Латвийской ССР.

Прекрасный латвийский актер Гунарс Цилинскис, сыгравший в фильме Рижской киностудии «Сильные духом» роль знаменитого советского разведчика Николая Кузнецова, говорил потом, что испытывал «колоссальную ответственность — играть в фильме человека, ставшего легендой, человека, священного для миллионов». Очень не хочется, чтобы для новых поколений латышей эти слова звучали лишь непонятной абракадаброй.

Игорь ДМИТРИЕВ, обозреватель "Культуры"

Газета "Культура"

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе