Битва под Сагрой: они сражались за Родину?

Эта история явно просится на большой экран в модный ныне формат 3D


Великолепная девятка


Представьте, уральская деревушка в лесу. Шиномонтажник Серега Зубарев парится в бане. (Мне в этой роли видится актер Сергей Маховиков, играющий крепких, надежных русских мужиков.) В 11 ночи дверь баньки распахивается. Влетает жена, вся в слезах, передает мужу мобильник. Голос в трубке кричит: «К вам вооруженная банда из Екатеринбурга! Едут убивать! Держитесь, мужики!»


Тут же крупный план - кавалькада машин на лесной дороге. Более полусотни бандюков. Не какие-то урки худосочные, собранные по шалманам, - крепкие, накачанные бойцы. Боксеры, мастера боевых искусств, даже один чемпион мира по боям без правил. Есть и выпускники юридических вузов!


По пути обстреляли машину пенсионеров. Мальчишка на мотоцикле пытался обогнать колонну. Его сбили ударом ноги в грудь, раскололи шлем топором. Чтобы не успел предупредить деревню. Но Серега Зубарев уже бежит изо всей мочи, чтобы встретить банду как можно дальше от родного дома. Ведь дома  жена и двое маленьких детей. 


На бегу он успел позвонить в полицию, попросить помощи. Когда колонна под покровом ночи подъехала к Сагре, Серега уже ждал бандюганов. С ним - трое взрослых односельчан да пятеро парнишек. На всех - три ствола, вилы, топор. И совсем мало патронов. Но они решили стоять до конца. Им было что терять и защищать. Позади - жены, дети, матери. Позади - Сагра.


При первых выстрелах бандиты отступили. Они явно не ожидали отпора. Потом сгруппировались, стали обходить мужиков по лесу. Стволов у них было вдоволь. Понеслась бешеная пальба. Но мужики не дрогнули. Их в ту ночь спасло то, что банда представить даже не могла, будто Сагру защищает горстка людей с тремя стволами. А тут еще, заслышав пальбу, набежали бабы, излупили водителя застрявшей бандитской «Газели».


И банда бежала из-под Сагры! Профессиональные бойцы, юристы, гордые кавказские джигиты. По пути бросили на пороге больницы раненого подельника, даже не вызвав к нему врача. Тот умер.


Деревенские не пострадали. Но что было бы с ними, не дай Зубарев с друзьями отпор, только ­Иисусу Христу да Аллаху известно.


А полиция так и не приехала!


Согласись, читатель, классный будет фильм.


- На днях к нам пришел консул США в Екатеринбурге, - сказал Евгений Ройзман, глава уральского фонда «Город без наркотиков». - Целый час обсуждали Сагру. Звонят из «Нью-Йорк таймс»: «Мы летим. Про Сагру писать!» Живо заинтересовались темой и в «Вашингтон пост». Они действительно воспринимают эту трагедию как красочный вестерн.


- Но наш фильм, тезка, будет круче самого крутого заокеанского вестерна «Великолепная семерка». Там крестьяне наняли вооруженных парней, чтоб оборонять деревню от банды. А наши мужики сами встали на защиту. Вот и название готово - «Великолепная девятка»! А что, звучит!


- Конечно, мужики - герои, - согласился Ройзман. - Но пафос вестерна ни к чему.


- Уж и пофантазировать нельзя, - деланно вздохнул журналист. Увы, не получится вестерн о Сагре. Хотя бы потому, что это особый жанр, посвященный буйной истории Дикого американского Запада второй половины XIX века. На дворе же - XXI век. Со всех трибун несутся призывы к поголовной модернизации, инновации России. И нате вам, полсотни бандитов несутся захватывать деревню. Из Екатеринбурга, вотчины первого Президента новой России. Крупная загогулина про Дикую Русь XXI века!


Впрочем, на нестыковку жанра, места и времени действия можно было бы закрыть глаза. Но сама жизнь мигом поставила крест на вестерне.


Ментовская аномалия


Недолго праздновала Сагра победу над бандитами. Милиция, пардон, полиция, тихо отсиживавшаяся где-то во время нападения на деревню, осмелела. И тотчас закрутился примитивный ментовской сериал.


- Главных защитников Сергея Зубарева, Виктора Городилова бросили в камеру, - продолжает рассказ Ройзман. - Стали прессовать: «Да вы знаете, кого убили? Это племянник «вора в законе» Заура, да они вас везде достанут, вырежут всю деревню. Берите убийство на себя, мы вас в хорошую камеру посадим, чтобы они до вас не добрались». Серегу допрашивали восемь человек! Не давали пить, не водили в туалет, запугивали, угрожали. Мол, не сознаешься, «найдем» сейчас же наркотики, все равно получишь срок. А жену, детей друзья погибшего вырежут.


Представляешь, их не интересовал факт нападения на Сагру, лишь бы получить любой ценой признание Сергея в убийстве. Хотя неизвестно еще, кто смертельно ранил бандита. Может, свои же и подстрелили в горячке ночного боя.  А зачем ты ехал с бандой, ночью, в чужую деревню, вооруженный племянник?! Чаю попить?! Думал, тебя пряниками встретят?!


Эх, сценарий уральского вестерна рассыпался на глазах. Я искренне не мог понять то, о чем говорил Ройзман. Ребята, лето 2011-го на дворе! Сколько было строгих указов, приказов, громов и молний из Москвы по поводу евсюковщины, кущевки, других резонансных дел, в которых милиция показала себя, мягко говоря, не с лучшей стороны. Так до сих пор не искоренили недостатки?


Завершается широко разрекламированная реформа МВД. ­Неужто все ограничилось лишь пере­именованием милиции в полицию, а ментовский беспредел так и остался? Я не хотел в это верить и пытался найти хоть какое-то логическое объяснение сюрреалистическому казусу с защитниками деревни, которых записали в преступники, дав настоящим бандитам уйти.


- А что, - осторожно спрашиваю Ройзмана, - этот Заур у вас на Урале - важная персона, уровня Деда Хасана?


- Да что ты?! Заур цветами на рынке торговал. Лет десять как помер от наркоты.


Вот это сюрприз! С какого перепугу тогда новоиспеченные полицейские прессовали мужиков, марая честь МВД? Нет, что-то Ройзман недоговаривает. Наверняка была очень веская причина, заставившая здешних правоохранителей пойти поперек правильных указаний своего московского руководства о соблюдении законности, защите населения.


- Евгений, а правда, что начальник местной полиции - уважаемый член азербайджанской диаспоры - сам родом из Баку?


- Полковник Марат Халимов? Есть такие разговоры.


- Так вот же она, разгадка! Погибший бандит - его земляк. И вообще в банде было много уроженцев Азербайджана, Кавказа. Возможно, узы землячества оказались для Халимова сильнее служебного долга, чести и присяги?


- Мне не важно, где он родился. Хоть на Марсе. Коль работает здесь, должен относиться к людям по-человечески. В свое время Грызлов, будучи министром МВД, сказал очень правильные слова: основной критерий оценки работы милиции - отношение к милиции населения. Этот тезис благополучно забыт.


Заявляю как человек, сотрудничающий с органами уже 12 лет. Система выстроена так: каждого милицейского начальника интересует мнение только вышестоящего руководителя, от которого он зависит. На простых людей, граждан они не сориентированы. Отсюда и соответствующее отношение к народу. Так что все дело в системе, а не в конкретном полковнике Халимове. Кстати, после нашего шума в прессе его уже отстранили от работы, возбудив уголовное дело за халатность.


- И в чем заключается эта халатность?


- Наверное, в том, что не перехватил убегавшую банду, дал ей время рассосаться, залечь на дно, кому-то сбежать в Азербайджан. Это уже вопрос к органам. Или оцени такой факт! Сагринские женщины, поняв, что их мужиков-защитников сделают крайними, упекут за решетку на долгие годы, написали коллективное заявление в прокуратуру Свердловской области.


- И?


- Там его не приняли.


Женщины пришли к нам в фонд. Наши сотрудники выехали в Сагру. Мы поговорили со всеми жителями, осмотрели место  боя, собрали кое-какие улики, потерянные убегавшими бандитами. Звоню прокурору Свердловской области. Ему, оказывается, даже не доложили про бой в Сагре. Хотя прошло четыре дня. Звоню начальнику ГУВД области. Генералу доложили: была пьяная драка, три машины всего. Звоню начальнику областного Следственного комитета. Ему доложили, что человек 15 дрались по пьянке, ничего серьезного!


Я вам скажу больше. Не  поднимись шум в прессе, не подключись уполномоченная по правам человека в Свердловской области Татьяна Георгиевна Мерзлякова, другие честные люди, до сих пор сидели бы два русских мужика за решеткой. В конце концов Зубарева с Городиловым сломали бы, повесив на них убийство. И не было бы у них шансов на справедливый суд.


Я верю Ройзману. По большому счету нашумевшая история с освобождением борца с наркобарыгами Егора Бычкова организована им. Иначе бы Егор до сих пор сидел! Вот и Сагру  раскрутил в прессе.


- Губернатор области Мишарин приехал в деревню, глава Следственного комитета России Бастрыкин прилетел. Только тогда все и закрутилось. Но оружие, сброшенное бандитами, следователи стали искать лишь на восьмой день. Женю Мышкина, участника обороны Сагры, допросили на четырнадцатый день.


- Тебя, говорят, тоже допрашивали?


- Да. Хотя мы и так активно работаем со следствием. Передали им патроны, гильзы, симки, телефоны, потерянные бандитами, другие важные вещдоки. В конце четырехчасового допроса я тогда спросил: «ПРОШЛО ДВЕ НЕДЕЛИ. ПОЧЕМУ НЕ АРЕСТОВЫВАЮТ НАСТОЯЩИХ БАНДИТОВ?» И получил ответ: «Вопрос не по адресу».


Наркоклан


- Евгений, если честно, из-за чего весь сыр-бор? Версий масса. Дескать, жители Сагры - алчные пьяницы, чуть ли не рэкетировали бедного трудягу-цыгана и его сестру. Лесопилку пытались отобрать.


- Все это распространяют областные правоохранители. Номер не пройдет. Хотя бы потому, что НЕТ В САГРЕ ЛЕСОПИЛКИ! Лет девять назад там объявился цыган Сергей Красноперов. В дырявых штанах, голодный. Ему дали кров, еду, одежду. Помогли обустроиться, встать на ноги. И вдруг он резко изменился, стал высокомерным, занялся темными делами.


Как-то в его доме на гранате подорвался местный житель. И даже уголовного дела не было, представляешь! Потом родственника прятал, ­разыскиваемого за убийство. Дом милиция брала штурмом, родственнику дали 17 лет. Это тоже напрягло людей. А Красноперов занялся скупкой металла. Бизнес мутный. Сразу начались кражи. Некоторых сельчан раз по десять обворовали. Тащили цветные металлы, чайники, ложки, вилки, инструменты. А ведь краж в Сагре прежде не знали. Под давлением общественности Красноперов переселился на край деревни. Отношения были безнадежно испорчены.


Потом Лебедева объявилась, его сестрица. Наглющая тетка! Мужа убили за наркотики, брату Ивану Лебедеву 9 лет за торговлю наркотой дали, сама всю жизнь тоже торговала отравой на Широкой речке. А теперь в Сагру наркоманы из Исети, Екатеринбурга потянулись. Это Госнаркоконтроль может не знать, поскольку заявлений у них нет. А мы не с бумагами работаем, с живыми людьми. Есть все доказательства. Просто в самой Сагре наркоманов не было. Там здоровый нормальный народ. Обстановка из-за наркотиков окончательно обострилась.


А тут приехал Серега Зубарев домой. Смотрит, все электроприборы украдены. Соседи сказали, что видели работников Красноперова в огороде. Он пошел разбираться.


Жена Красноперова показала работника, который ползал в его огороде. Дали ему подзатыльник и ушли, понимая, что шансов вернуть вещи нет. Красноперов привез бойцов. Видимо, решил взять верх в деревне, приструнить народ. Зашли к малолетке Грише Зубареву, нож приставили к голове. Гриша говорит, мол, со мной чего разбираться, идите к старшим.


В следующий раз приехали 8 человек, нашли Серегу Зубарева. «А чего вы толпой на одного? Давайте я своих соберу, будем разговаривать на равных». Договорились в четыре часа дня встретиться на окраине Сагры. Но люди Красноперова не приехали. Народ разошелся по домам. В деревне летом много дел.


А в 11 ночи позвонили знакомые дачники, ­предупредили, что едет колонна машин с вооруженными людьми. Будут убивать. Народ и встал на защиту деревни.


- Евгений, битва при Сагре произошла еще 1 ­июля. И лишь в конце месяца начались массовые аресты бандитов. Теперь-то мы можем на законном основании так их называть. Ведь нападение на деревню наконец-то признали бандитизмом, организацией массовых беспорядков. Что было ясно с самого начала, хотя прежнее следствие почему-то считало бандюганов простыми хулиганами. Почему такие перемены, пусть и запоздалые? Что повлияло?


- Широкий общественный резонанс, огласка, поддержка сагринцев. Правильная позиция у Бастрыкина. Он привез бригаду из Москвы, ребята серьезно работают. Хотя по-прежнему не все так просто. Подозреваю, что иные наши правоохранители с удовольствием припаяли бы защитникам Сагры хотя бы экстремизм за то, что посмели дать бой бандитам. Не зря же Бастрыкину пришлось передать дело из Свердловской области в Уральский округ.


Должно ли быть право на самозащиту


- Есть надежда, что всех бандитов поймают, предадут суду

?


- Надежда есть, хотя часть азербайджанцев успела сбежать на родину. Только мы знаем про пятерых! Помогли, я считаю, сбежать из больницы и чеченцу Магомеду Бекову, одному из организаторов нападения на Сагру.


Так что вопросов к правоохранителям по-прежнему много. Как же так - наркоторговка Валя Лебедева средь бела дня звонит на зону троюродному брату?! Тот звонками на волю организует сбор банды, ­отправку в деревню.


Бастрыкин, пообщавшись откровенно с сагринцами, спросил местных ментов: «Как вооруженная банда на пятнадцати машинах могла проехать от Екатеринбурга до Сагры, и их никто не остановил?! И еще - вы понимаете, что было бы, если бы мужики не сумели их удержать и они прорвались бы в деревню?!» Ответа не последовало.


А когда органы всерьез взялись за нападавших, выяснилось, что Сергей, из-за которого и разгорелись страсти, на самом деле не Красноперов. Под этой фамилией долгие годы скрывался в Сагре от правосудия находившийся в федеральном розыске Вячеслав Лебедев все из этого же клана наркобарыг.


Задержали его, думаю, за старые грехи на Нижегородчине. А сестру Валю арестовали на днях уже конкретно по статье «бандитизм». Она фактически и организовала через брата-зека приезд карателей в Сагру. И сама была в ту ночь с ними. Думаю, неудобно себя теперь чувствуют те правоохранители, что радостно поддерживали недавно ее версию о дележке мифической лесопилки как главной причине противостояния в деревне.


- Главный урок Сагры, на твой взгляд?


- Простые русские мужики, честно зарабатывающие на жизнь своими собственными руками, наглядно показали всем, что они настоящие мужчины, достойные граждане, способные защитить свои семьи, своих соседей, а вовсе не пьяное быдло, как пытаются представить ныне русскую деревню.


- Еще свежа в памяти трагедия станицы Кущевская. Помню, столичная интеллигенция вволю поиздевалась тогда в уютных, надежно охраняемых останкинских телестудиях над казаками. Дескать, ряженые шуты не могли дать отпор банде.


Уральские мужики дали отпор. И тут же пошли разговоры о человеке с дубьем, который, дескать, будет диктовать теперь свои условия властям, полиции. Мол, из-за этого «дубья» уже попал за решетку цыган в Сагре. Так и до погромов недалеко.


- Цыган попал за решетку за старые грехи, он, напоминаю, много лет в федеральном розыске числился. Благодаря «дубью» его и изловили, наконец.


А столичной интеллигенции не угодишь. Защищайся не защищайся. Граждан своих от бандитов защищать обязана власть. Однозначно. Но если она не в силах это сделать, то не должна запрещать нам защищаться самим. Чем бы ни закончилась история с Сагрой - для всей России создан прецедент сопротивления бандитам. Бандитам, подчеркиваю. Ведь действия нападавших на Сагру следствие классифицировало как бандитизм. А сами ночные гости, как выяснило следствие, входили в организованную преступную группировку. Есть еще у кого вопросы по человеку с дубьем?


Евгений ЧЕРНЫХ


КП-Ярославль


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе