Балканы, возведенные в степень ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

Кавказ представляет собой возведенные в степень Балканы - так часто определяют политическую взрывоопасность, исходящую из этой «горной местности сотни народов и языков» на южной окраине России. Последние бесчеловечные теракты в Москве трагическим образом еще раз об этом напомнили. Предположения о том, что их исполнителями могут быть выходцы с Кавказа, имеют под собой основания.

Россия сталкивается в этом регионе с историческим наследством, корни которого уходят в конец 18-го века (или даже еще глубже) и прослеживаются до середины 19-го века. В то время экспансионистский порыв, начавшийся при царе Иване в 16-ом столетии с завоевания Казани и Астрахани, продолженный при царе Петре в начале и при царице Екатерине в конце 18 века, когда было разгромлены крымские татары (1783), натолкнулся на кавказский барьер.


Здесь Санкт-Петербург вступил в схватку с турками-османами и персами, которые с давних пор правили в этом регионе. Однако они оказались неспособны долго сопротивляться русскому давлению. В 1801 году христианская Грузия попала под контроль России, однако среди мусульманских народов Северного Кавказа зарождалось сопротивление империалистическим планам с севера.

Чеченский джихад начался в 18 веке

В Чечне, в современной Чеченской Республике (Ичкерии), зародилась борьба кавказцев против русского господства уже в 90-х годах 18-го века при шейхе Мансуре – вдохновителе дервишского ордена мюридов, который все больше и больше становился колыбелью джихада – «священной войны» против оккупантов. Шейх Мансур скоро стал легендой для кавказцев, он превратился в «спящего шейха Мансура», который якобы не умер. Он стал фигурой, похожей на легендарные образы горной местности Кифхойзер в Германии (имеется в виду легенда о спящем в глубине одной из этих гор императоре Барбароссе – прим. перев.), и его имя продолжало жить в сказаниях.

В первые десятилетия нового века русские усилили военное давление. При втором шейхе ордена мюридов Кази-Мулле сопротивление мусульман на Кавказе стало более организованным. Однако высшего накала противоборство достигло в тридцатилетний период между 1829 и 1859 годом, когда царские войска под управлением различных начальников, сражались против аварского предводителя Шамиля. 

Он стал преемником Кази-Муллы и как имам он был религиозным и военным лидером кавказцев. Шамиль и сегодня очень популярен не только среди чеченцев и дагестанцев, его слава распространяется по всему Кавказу, и его до сих пор почитают даже в христианской Грузии. Воины Шамиля – Лев Толстой посвятил самому известному из них Хаджи-Мурату одну из своих замечательных повестей – совершали нападения только на русских солдат.

Конфликт на Кавказе как составная часть русской литературы

Гражданских, как правило, щадили. В состав его войска входили представители почти всех мусульманских народов Восточного и Северного Кавказа. Шамиль не только руководил джихадом, он хотел также полностью подчинить свое правление религиозному закону – закону шариата.

Такие русские писатели как Толстой, Михаил Лермонтов, Александр Пушкин и Александр Грибоедов познали все это на собственном опыте. Они служили там как офицеры или дипломаты, или просто посещали те места для того, чтобы описывать актуальные события. Они использовали также полученные впечатления в своих романах, повестях и поэмах.

Кавказ и его литературный образ стали частью великой русской литературы, особенно ее романтического периода. Дикая горная местность, населенная почти неизвестными народами преимущественно мусульманской веры, хорошо подходила в качестве романтического стимулирующего средства для поэтов и читателей.

Действительность, однако, была совсем не романтической. Столкновения становились все более жестокими, и русские заплатили кровью за свои завоевания в этом регионе. Царь некоторое время держал младшего сына Шамиля в качестве заложника. Кавказцы в конце концов тоже стали брать заложников. Несмотря на величайшую храбрость и свирепость своих воинов, Шамиль в 1859 году вынужден был окончательно отказаться от борьбы.

Сталин: «разделяй и властвуй»

Тем не менее русские повели себя по-рыцарски – они поселили Шамиля и его семью в Калуге, где он находился под наблюдением, но условия его существования были вполне сносными. После этого началась энергичная русификация Кавказа. Шамиль в преклонном возрасте получил право покинуть Россию, и он умер в 1871 году вблизи священных исламских городов Аравии. 

Под русским владычеством оказались также те регионы Северного Кавказа, где проживали черкесы, абхазы, кабардинцы, балкарцы и другие народы. Однако сопротивление в некоторых частях Кавказа продолжилось вплоть до советского времени. Сталин провел новое политическое разграничения на Кавказе и в Закавказье. Принцип «разделяй и властвуй» оказался полезным и в советское время.

Во время Второй мировой войны многие кавказцы, в том числе чеченцы и ингуши, а также турки-месхетинцы и крымские татары, вновь вынуждены были страдать, так как Сталин обвинил их в «сотрудничестве с немцами» и большую их часть отправил в ссылку, прежде всего в Казахстан. Только после смерти Сталина в 1953 году они были реабилитированы и смогли вернуться в родные места.

Русское и советское правление способствовало модернизации этого региона, однако иностранное господство оставалось иностранным господством. На протяжении двух столетий это порождало прежде всего ненависть. Национальные устремления подавлялись, религиозная свобода не допускалась. И Кавказ как был, так и остается настоящей богадельней.

Чечня как образец для других мусульманских регионов

Сегодняшняя Россия в значительной степени продолжает оставаться наследницей того колоссального колониального территориального массива, который был завоеван или присоединен в течение многих веков. После распада советского Союза три закавказские республики Армения, Грузия и Азербайджан обрели независимость. В Средней Азии это удалось также сделать пяти мусульманским республикам - Туркменистану, Казахстану, Киргизии, Таджикистану и Узбекистану.

В 1994 году вспыхнула первая чеченская война. В Москве, в столице этого многонационального государства, опасаются того, что другие мусульманские регионы могут последовать их примеру. Особые опасения связаны с тем, что народы Кавказа, прежде всего чеченцы, могут добиться успеха, используя террористические методы, направленные на реализацию сепаратистских планов. Мусульмане также проживают в России на территории между приволжским регионом и Сибирью.

Медведеву и Путину досталось непростое наследство, которому ужу больше двухсот лет.

Вольфганг Гюнтер Лерх (Wolfgang Guenter Lerch)

ИноСМИ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе