Закон о черных списках в Сети не будет работать

Участники интернет-рынка считают новый закон неконкретным и малополезным


11 июля Госдума приняла во втором и третьем чтениях законопроект о черных списках в интернете. Он принесет больше проблем, чем пользы, уверены эксперты. Многие пункты закона допускают слишком широкое трактование. В результате этого россияне могут лишиться доступа к таким популярным сайтам, как Facebook, «В Контакте», «Живой журнал», Twitter и др. При этом свою прямую задачу — борьбу с детской порнографией, пропагандой наркотиков и т.п. в Сети — новый нормативный акт будет выполнять далеко не всегда.

В новом законе описана процедура работы с черным списком веб-страниц и сайтов. При обнаружении противоправного контента владельцу сайта будет отправлено уведомление и он должен будет в течение суток удалить страничку, содержащую противоправную информацию. Если он этого не сделает, то весь сайт будет добавлен в черный список.

— Речи идет не об удалении незаконной информации, а об удалении всей страницы, — рассуждает Сергей Копылов, начальник юридического отдела ЗАО «Технический центр интернет». — Допустим, если на странице противоправный комментарий к тексту, то нужно удалить всю страницу — со всем текстом. Исходя из буквального понимания закона, это будет именно так.

Само уведомление также вызывает массу вопросов у экспертов. В законе не сказано, распространяется ли он только на Рунет или на весь мировой интернет. Упоминания о том, что речь идет только о сайтах на русском языке, также нет. Непонятно также, на каком языке должно быть составлено уведомление и как оно должно быть доставлено владельцу ресурса.

— Список запрещенных сайтов распространяется не только на зону .ru или «.рф». Но делопроизводство в области связи, по закону «О связи», ведется на русском языке, — размышляет Копылов. — Куда посылать уведомления? Скорее всего, по каким-то контактным адресам. Хотя это не прописано в законе. Эти адреса должны быть у хостинг-провайдера, который обслуживает сайт. Но что делать, если он за границей, а на самом сайте нет контактных данных.

По мнению эксперта, скорее всего, работа будет строиться так: сайт внесут в черный список, владелец объявится — хорошо, а если нет, ну и ладно. Из-за этого могут пострадать крупные ресурсы, предоставляющие пользователям возможность для размещения контента.

— Давайте рассмотрим ЖЖ, предлагает Копылов. - Там есть возможность создать страничку на домене третьего уровня. Предположим, есть страничка, на которой кто-то разместил что-то противоправное. По новому закону через три дня будет заблокирован весь ЖЖ. То же касается Facebook и «В Контакте».

Об таком развитии сценария 10 июля, в день закрытия российской «Википедии», предупреждал руководитель этого проекта Станислав Козловский:

— Контент «Википедии» создается пользователями, и он может в любой момент измениться. Нам смогут залить что угодно. Плохая информация, конечно, удаляется, но что-то мы можем пропустить. Уже за одно это сайт может быть заблокирован для всей России.

По мнению участников интернет-рынка, авторы законопроекта пошли не по тому пути.

— Проблема не в сайте, а в том, что пользователь узнает о существовании этого сайта из поисковика и идет на этот сайт, — говорит Копылов. — На самом деле нужна разумная работа с поисковиками. Когда информация начнет фильтроваться на уровне поисковой выдачи, тогда будет порядок. Я не призываю «наезжать» на поисковики, но с ними работать и договориться о техническом сотрудничестве проще, чем делать список запрещенных сайтов.

Нынешний законопроект не поясняет, как поисковые машины должны работать с сайтами из черного списка.

— Мы не хостим информацию и не даем эту возможность третьей стороне, — говорит Мария Жунич, директор по взаимодействию с органами государственной власти компании Google. — Блокировка доступа к ресурсу означает, что ресурс будет недоступен и для поискового робота. Но как точно будет работать закон, пока непонятно.

В компании «Яндекс» не стали комментировать то, как будут работать после старта черного списка. В «Рамблере» сообщили, что используют в качестве технического партнера компанию «Яндекс», и если их партнер поставит себе такие фильтры, то их поисковая выдача будет работать так же, как у «Яндекса».

— Мы пока не знаем, что именно будут представлять собой эти самые фильтры, — говорит технический директор и вице-президент Mail.Ru Group Владимир Габриелян. — Все поисковики, которые желают оперировать на территории РФ, должны выполнять действующие законы. Если закон обяжет использовать дополнительные фильтры, поисковики должны будут их внедрить. Поисковики и сейчас используют различные фильтры — например, фишинговых сайтов, чтобы оградить пользователя от обмана в интернете.

— В законе ничего не сказано о поисковиках, поэтому они могут искать так, как захотят, — заметил директор Координационного Центра национального домена сети Интернет Андрей Колесников.

По мнению Копылова, закон борется с сайтами, а не с причиной появления таких сайтов.

— Главная цель должна быть — найти автора и его «закрыть», — добавляет Колесников. — Сейчас закон направлен на закрашивание надписей на ржавом заборе, вместо того чтобы пытаться найти автора этих надписей. Это отвлекает силы от нужной и важной борьбы с противоправным контентом. А принятый закон вызовет обратную реакцию — так называемый эффект интернет-линзы.

По словам Колесникова, такой эффект можно было проследить при закрытии домена популярного торрента.

— Когда закрыли домен в зоне .ru, этот торрент переехал в зону .org. И мало того что переехал, скандал повысил его популярность, по разным оценкам, посещаемость выросла на 15–20% в течение двух дней, — говорит он. — Вместо того чтобы решать вопрос с авторами, подняли рейтинг ресурсу. Список ресурсов, запрещенных к посещению на территории РФ, мгновенно станет суперпопулярным. А что там такое находится, что мне запрещают? А кто вы такие чтобы мне запрещать? Это привет к популяризации способов обхода фильтров. Любые фильтры можно обойти.

Владимир Зыков

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе