Вынужденная публичность «ВКонтакте»

Документы, оказавшиеся в распоряжении «Фонтанки», отчасти проливают свет на возможные схемы вывода активов, которые, предположительно, могли использовать некоторые представители менеджмента социальной сети. А также тот уровень жизни, который социальная сеть позволяла вести своим финансистам.

Нечастый случай: битва гигантов разгорается на глазах публики. О том, что в «ВКонтакте» станет неспокойно, можно было предположить после приобретения 48 процентов акций фондом UCP Ильи Щербовича, которого считают человеком, близким к Игорю Сечину. Но до недавнего времени акционеры не выносили сор из избы. Перепалку, открывающую секреты корпоративной кухни, 18 февраля начал UCP устами своего представителя Нафисы Насыровой, которая констатировала, что если попытки препятствовать проверке деятельности «ВКонтакте» со стороны менеджмента будут продолжаться, «то UCP в ближайшее время будет обращаться в правоохранительные органы в установленном законом порядке".

«Претензия абсурдна», – ответил на выпад Павел Дуров, предположив, что в «игре» на стороне фонда может участвовать бывший коммерческий директор «ВКонтакте» Илья Перекопский, неожиданно ставший консультантом UCP. «По-видимому, они поймали Перекопских на непрозрачных схемах и, запугав судами, решили использовать в своей грязной игре за контроль над компанией».

Ответ Усманова

20 февраля «старые акционеры», представляющие Алишера Усманова, ответили. Ответ также был публичным и массированным.

Гендиректор USM Advisors Иван Стрешинский предположил подкуп менеджмента «ВКонтакте» со стороны UCP: «Нашу обеспокоенность вызывает то, что недавно работавшие в "ВКонтакте" лица, имевшие практически безграничные полномочия в компании, а сегодня являющиеся одними из, если не основными, объектами проводящихся расследований, теперь работают в UCP. В совет директоров поступают сигналы об их попытках оказывать влияние на сотрудников компании и их подкупать, что вызывает тревогу и вопросы об истинных намерениях развязанной информационной активности».


Иван Таврин сообщил, что считает эскалацию конфликта деструктивной для компании: «У меня, как акционера компании, нет повода сомневаться в беспристрастности международных аудиторов, проводящих проверки во "ВКонтакте" в полной кооперации с Павлом Дуровым».

Удивился гендиректор Mail.ru Group Дмитрий Гришин: «Совет директоров принял решение о проверке взаимоотношений со связанными сторонами еще в ноябре прошлого года, и нас удивляют утверждения представителей UCP об отсутствии соответствующих поручений. Мы рады, что после изменений в менеджменте "ВКонтакте" эти поручения стали выполняться. Считаем важным дождаться результатов, а не выдвигать в адрес гендиректора ничем не подтвержденные обвинения».

Напомним, в настоящее время UCP принадлежат 48 % «ВКонтакте». 40 % – холдингу USM Алишера Усманова. Ещё 12 %, которые до недавнего времени принадлежали основателю и пока бессменному руководителю Павлу Дурову, Дуров же продал гендиректору «МегаФона» Ивану Таврину. В совете директоров компании 4 человека – по 2 с каждой стороны.

Очередной ход – за командой Ильи Щербовича. Как узнала «Фонтанка», у акционеров могут быть серьезные основания предполагать наличие некоторых не совсем корректных финансовых схем, с помощью которых деньги компании превращались в бонусы менеджеров.

Бизнес по-хипстерски

Представляют интерес особенности договорных взаимоотношений соцсети с компаниями-разработчиками платных приложений. Если специалисты оценивают вероятные обороты по созданным ими играм в десятки тысяч рублей в месяц, то «ВКонтакте» выплачивало комиссию некоторым компаниям в размере около 100 тысяч долларов. Суть схемы заключается в том, что определенные компании подписывают договоры с ВК по размещению игровых приложений, отношения к которым они не имеют. По договору, они делят выручку от данных игр, получая комиссию, которой могло просто не существовать.

Например, в октябре 2013 года «за услуги по привлечению пользователей к социальной сети «ВКонтакте» через использование приложения «Тачки, Баксы и Стволы» разработчику ООО «Инфо-Маркетинг» было выплачено более 3 миллионов рублей. «Инфо-Маркетинг» не известна другими достижениями в сфере высоких технологий, а их руководители и собственники тоже ранее не проявляли себя в качестве IT-специалистов, что сомнения может только усугубить. Если мысли о предположительном выводе выручки от не оказанных платных услуг подтвердятся — это может стать неприятным сюрпризом для акционеров.

Возможны вопросы и по рекламной выручке, которая в 2013 году составила около 58 миллионов долларов, то есть показала рост примерно на 17 %, тогда как по рыночным показателям при стабильном росте аудитории должна была вырасти на 27 %.

На росте выручки не сильно сказался почти миллион долларов, потраченный на "мероприятия по установлению и поддержанию взаимного делового сотрудничества с партнерами" в Колумбии и Коста-Рике, организованные при участии Ильи Перекопского в 2012 году.

Привычки

С другой стороны, для UCP и так не должно быть секретов на финансовой кухне «ВКонтакте». Напомним, именно в UCP с января 2014 года трудится вице-президент соцсети по коммерции со дня основания и до последнего времени Илья Перекопский. Он должен знать, что проверять. Тем более что в бытность замом Павла Дурова получал профит, сравнимый с доходами руководителей крупнейших госкорпораций. Так, согласно документам, имеющимся в распоряжении "Фонтанки", вдобавок к окладу около 700 тысяч долларов в год он выписал в прошлом году себе и брату Игорю, работавшему финансовым директором, бонусов еще на сумму, превышающую годовой оклад.

К приятной зарплате и премиям прилагалась оплачиваемая фирмой аренда пентхауса в одной из престижных московских высоток "Триумф-Палас" (около полумиллиона рублей в месяц) и знаменитый белый Mercedes-Benz S500 4MATIC за 7,5 миллиона рублей.

Разумеется, «ВКонтакте» – предприятие частное, и размер вознаграждения представителей высшего менеджмента не должен беспокоить налогоплательщика. Вот собственника побеспокоить может, и не исключено, что именно цифры стали причиной отставки руководителей коммерческого блока братьев Перекопских.

Пат

Причина, по которой собственники «ВКонтакте» решили общаться через средства массовой информации, может заключаться в патовой позиции всех участников. При существующей структуре ни одна сторона не может обеспечить преимущества в совете директоров, чтобы самостоятельно решать вопрос о личности генерального директора. Особенно если сейчас этот пост занимает харизматичный основатель Павел Дуров.

Денис Коротков, "Фонтанка.ру"

Фонтанка.ру

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе