Своя игра

Как интерактивные сайты с музыкой помогают ее понять
Специальных сайтов, сопровождающих новые записи наиболее прогрессивных музыкантов, становится все больше — Артем Макарский рассказывает о последних новинках формата и о главной пользе от любопытных интернет-страниц.
На прошлой неделе в ночь с пятницы на субботу в твиттере Сэмюэля Истгейта, бывшего участника группы Late of the Pier, выступающего сейчас под псевдонимом LA Priest, появилось следующее сообщение: «Скажите «Привет» по адресу 3arth.wind0w@gmail.com и получите от меня кое-что новое». В ответ вам пришла бы, что бы вы ни написали, симпатичная гифка со ссылкой; собственно, нажав на нее, можно было попасть буквально в другой мир. Мир дивный, но не новый: «Earth Window» стилистически очень похож на иллюстрации к советским детским книжкам, только доведенным по шкале сумасшествия до логического предела и с вкраплениями современной пост-интернет-стилистики. Все время звучат отрывки разных семплов, местами что-то светится — в конце концов пользователь доходит до зеленой двери и получает вот этот трек: как выяснилось пару дней назад, неполный. Сайт на самом деле придает треку нечто практически неуловимое: «Oino», конечно, очень хорош и чем-то напоминает участника группы Egyptian Hip Hop, выступающего под псевдонимом Aldous RH, но был бы он настолько притягателен без этого занятного квеста?


Data. Lil Data, Cabbibo, музыка, веб, 2014

Конечно, интерактивные сайты существуют довольно давно — и музыка на них появилась не вчера. Кто-то может вспомнить, как управлял аудиодорожками на сайте клипа Arcade Fire «Black Mirror». Кто-то — как заходил на таинственный сайт от Nine Inch Nails, который рассказывал про «нулевой год». Примеров довольно много, но сейчас музыканты все чаще работают с интернет-пространством — а в последние пару месяцев эта идея распространилась еще больше. Новые медиа в лице Logo и DIS уже несколько лет превращают премьеры альбомов-миксов в настоящее произведение веб-арта. Лейбл PC Music отвечал примерно тем же, но один из их недавних релизов, EP «Sup» Lil Data, заслуживает еще большего внимания: это тоже квест с рассыпанными по страницам ссылками и файлами — здесь есть и завещание Бетховена, и цитаты из книг об академической музыке, и рассказы о телепатии, и звуки баскетбольного мяча, и автокаверы, сделанные при помощи семплов пения птиц, — при этом сам EP можно скачать сразу на стартовой странице. Data — это не подготовка к прослушиванию, это дорога из ниоткуда в никуда: на сайте нет конечной цели и, как в великой игре The Stanley Parable… Впрочем, в случае последней лучше обойтись без спойлеров и сравнить с «Днем сурка» — ты всегда возвращаешься на стартовую страницу. Тем временем от страницы к странице перед нами появляется россыпь логотипов, картинок и прочего, из-за чего Data можно воспринимать как, извините, мудборд музыканта. Впрочем, это может быть и опыт некоего сопереживания или же попросту приобщения к некоему знанию. Какому именно? Учитывая все вышеперечисленное, мы видим больше, чем обыкновенные источники вдохновения, — это то, что занимает Lil Data на данный момент; парадоксальным образом что-то похожее можно было найти пять лет назад на сайте ростовской группы «Утро».

По нашей просьбе три молодых музыканта из Украины, Белоруссии и России сделали треки, используя в качестве семплов только музыкальные отрывки, которые можно было найти на Earth Window, Call и Data

Приблизительно так же можно трактовать и сайт Call Холли Херндон, который постфактум можно считать предшественником ее сингла «Home»: их родственность обыгрывается и в названиях (попробуйте прочитать их подряд), и в визуальном оформлении, и в голосовых семплах, и в тематике постоянного присутствия в нашей жизни техники. У Call это вечно всплывающая клавиатура, у «Home» — мириады ярлыков и логотипов, которыми увешана наша жизнь. Из всех сайтов, о которых сегодня идет речь, этот — самый простой и не запутанный: всего лишь и можно что навести курсор на картинку (точнее, гифку) и послушать короткий семпл. К слову, попав на изображение, курсор становится чем-то вроде схематичной телефонной трубки — чем не обыгрывание названия? Здесь, впрочем, тоже есть простор для размышлений — начиная от того, что любую часть Call можно вставить практически куда угодно в интернете и тем самым поспособствовать тому хаотическому распространению информации, являющемуся одной из главных тем для Херндон; специально для эмбедов уже приготовлена вторая кнопка, «Call», переносящая на основной сайт. Однако куда проще посмотреть на визуальное и музыкальное воплощение: переговоры солдат из альбома «Lift Yr. Skinny Fists Like Antennas to Heaven», человек в противогазе, развевающийся флаг, пролетающие вертолеты — когда последние сталкиваются с препарированным голосом Херндон, то тут сложно принять другую ассоциацию, кроме оплакивания. Call — это не только пролог к «Home», любовному посланию агенту АНБ, но и самостоятельное высказывание о войне, вполне себе реальной.


Earth Window. LA Priest, Леон Майкл Сэдлер, музыка, веб, 2015

Четвертый пример куда легкомысленнее: новозеландский музыкант Leno Lovecraft для презентации своего сингла «Paradise Planet» представил целую компьютерную игру, в которой песня играла саундтреком (причем, честно говоря, довольно быстро надоедала). «Paradise Planet» тоже о войне, однако куда менее реалистичной: в шутере мы должны стрелять в гигантских роботов и то ли людей, то ли андроидов. Цель наша при этом не ясна, но все вокруг кричаще-розовое и полно неоновых огней — примерно в такой же стилистике создан и недавний его клип «Starlight», только повествует он о мирном времени. Относиться к этой стрелялке абсолютно серьезно не выходит никак: молодой человек с сильно измененным голосом поет под практически мультяшную музыку, вокруг все светится и играет красками — о том, что надо делать, напоминают только вовремя вылетающие враги и полоска жизни. Недавний альбом Расти «Green Language», к слову, тоже сопровождался игрой: по достаточно схематичному майнкрафтовскому лесу герой передвигался в поисках всех песен с альбома, постепенно взмывая птицей в небеса. Все это, конечно, весело, но невольно возникает вопрос — а должны ли мы в целом относиться серьезно к таким сайтам?


Call. Холли Херндон, Мэт Драйхерст, Metahaven, музыка, веб, 2014

Навешивать на новую тенденцию какой-либо ярлык — дескать, интерактивные клипы спасут музыку — совершенно не хочется, однако все больший интерес музыкантов к заходу на смежные территории очевиден. Пока что это удел визионеров — Херндон все чаще хочется называть композитором, а не просто музыкантом, Lil Data явно оглядывается и на атональную музыку, и на другие задумки академической музыки двадцатого века, LA Priest и Расти в разной степени считают одними из самых прогрессивных в электронике людей, Leno Lovecraft, даром что издается на лейбле Райана Хемсворта, тоже, в общем-то, в курсе. Возможно, уже даже стоит различать сайты с простым прослушиванием, как у большей части релизов PC Music или недавнего сборника 1080p и Olde English Spelling Bee, и сайты, на которых тебе попросту необходимо что-то делать. Вторые, конечно, гораздо интереснее, так как помогают тебе найти  ключ к прослушиванию и посмотреть на песню или альбом с неизвестной стороны. К тому же это еще и просто красиво — когда на сайте Расти ты взлетал на батуте под «Velcro» или «Raptor», то сила этих песен усиливалась, когда Leno Lovecraft говорит в самом начале: «Меня зовут Лино, пожалуйста, поиграйте в моем мире», ты моментально проникаешься этой непосредственностью, — и если в 2015 году именно этот способ разбудить в себе любопытного и восхищающегося всем ребенка является самым действенным, то почему бы, собственно, и нет.

Текст Артем Макарский
Автор
Афиша-Волна
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе