Репосты как сетевая солидарность

Онлайн-голосовалки и котэ против благотворительных акций и объявлений.

Философы-футурологи, часто связывают современное общество не просто с новыми формами коммуникациями, а с новой формой открытости и доверия, в которой помощь может прийти от едва знакомых людей, а коллективные действия людей, не связанных друг с другом ничем, кроме доступа к одному интернет-ресурсу, могут приводить к существенным общественным событиям.

Фото: dv-girl/ deviantart.com

В этой связи интересны, например, данные ФОМ, согласно которым треть взрослого населения страны прислушиваются к мнениям, отзывам, рекомендациям о каких-либо товарах и услугах, размещённым в интернете обычными людьми. Т.е. по сути к информации, предоставленной незнакомцами. С другой стороны, другие данные ФОМ свидетельствует, что лишь пятая часть (19%) населения считает, что большинству людей можно доверять, а 78% полагает, что в отношениях с людьми нужно быть осторожными. И этот показатель стабилен в рамках статистической погрешности примерно пять лет.

Казалось бы парадокс, неконсистентность данных, обман респондентами социологов. На мой взгляд, это свидетельствует скорее о мирном сосуществовании двух реальностей в сознании россиян. Для некоторых из них экранная, «виртуальная» реальность кажется более защищенной, заслуживающей доверия, чем повседневная «реальность за окном». Может ли это быть потому, что интернет-среда ближе, понятней, комфортней, или удобней для взаимодействия? Вероятно, да. Но тогда, сможет ли кредит доверияк интернет-среде способствовать формированию нового социального клея, новой формы солидарности, способной если не сплотить людей, то, хотя бы организовать их, упростить процессы взаимообмена?

Одной из простых форм проявления этой новой социальности являются всем знакомые просьбы о репостах в социальных медиа. Люди публикуют какую-то просьбу, призыв что-то сделать и просят своих друзей в социальных медиа продублировать ее (т.е. сделать репост или перепост).Как это ни странно, но исследований этого феномена в России мы не нашли. Поэтому и решили проанализироватьего более внимательно. Для этого с помощью системы мониторинга социальных медиа Wobot, были собраны пользовательские просьбы о репостах в крупнейшей российской социальной сети «Вконтакте». Поисковый запрос был составлен таким образом, что собирал только сообщения, содержащие эмоциональные просьбы о репосте. Предварительный анализ показал, что если собирать все упоминания с упоминанием «репоста- перепоста», в итоговую выдачу попадает большое количество рекламных сообщений о раскрутке в социальных медиа. За месяц (с 16 апреля по 15 мая) мы обнаружили около 80 тысяч просьб, что конечно же немного для социальной сети с 50 млн пользователей.

Все просьбы можно разделить на 7 типов (подробный анализ проводился на случайной выборке из 2783 сообщений. Максимальная ошибка выборки = 2,5%.).

• Объявление (37%) сообщения, содержащие информацию о мероприятиях, событиях, а также о происшествиях.

• Предложение (32%) сообщения пользователей, содержащие предложения товаров, услуг, как на платной, так и на безвозмездной основе, а также вакансий. В том числе:

o Продажа (21%) – предложения о продаже товаров, имущества, услуг.

o Отдам даром (9%) – предложения о безвозмездной передаче вещей, животных.

o Находка (2%) – сообщения о чьих-то найденных вещах, животных и т.п.

• Поиск (24%) - сообщения о поиске товаров и услуг, в том числе поиск участников добровольческих инициатив. В том числе:

o Благотворительность (14%) – сообщения о поиске вещей и услуг на безвозмездной основе.

o Покупка (10%)– сообщения о поиске товаров и услуг на возмездной основе.

• Акция (7%) - сообщения об акциях, проектах с призывами о репостах в обмен на скидки и бонусы.

Рассогласование спроса и предложения не только по объему упоминаний (на 21% предложений о продаже приходится лишь 10% сообщений о покупке), но и по структуре, - один интересных выводов, обращающихна себя внимание. Пользователи социальной сети чаще всего ищут для покупки дорогостоящее имущество (31%), услуги определенных специалистов (19%), животных (17%). На продажу чаще всего выставляют вещи (39%), вакансии (16%) и услуги специалистов (14%).

Подавляющая часть всех сообщений о находках и «отдам даром» посвящена братьям нашим меньшим. Именно кошки и собаки –самая популярная тематика в сообщениях с просьбой о респосте (15% всех сообщений).


Женщины гораздо чаще мужчин просят репостить информацию о животных и об имуществе (квартирах). Мужчины чаще женщин упоминают в репостах какие-то вещи. Вообще для мужчин более характерно что-то предлагать в своих репостах, а женщинам искать.

В рамках проведенного исследования выяснилось, что поддержку и наибольшее распространение получают просьбы о помощи в интернет-среде. Сообщения об акциях (7%) и просьбы проголосовать в онлайн-конкурсах (4%), несмотря на достаточно небольшую долю в общем количестве просьб, получают наибольший охват и вовлеченность. В среднем одно такое сообщение лайкают, комментируют или репостят 220 раз. Просьбы об участии в волонтерских программах, благотворительных акциях имеют средний показатель вовлеченности 8.

Таким образом, «просьба о репосте» пока еще остаются скорее локальным феноменом, наиболее эффективно работающим в рамках тематики интернет-среды и интернет-взаимодействия. В тоже время тематическое разнообразие просьб о репостах свидетельствует об очевидном потенциале такого социального механизма.

Примеры просьб о репостах с большим количеством репостов.



Павел Лебедев, директор по исследованиям Wobot

CHASKOR.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе