Пошлины на товары с eBay не решат проблем российского ритейла

Вводить пошлины на товары, приобретаемые в зарубежных интернет-магазинах – это то же самое, что чинить протекающий водопровод, подставляя тазик, считает генеральный директор Молоток.ру Игорь Тарасенко.

Фото: eBay.com

В начале ноября чиновники из минсвязи заявили о своем желании пересмотреть условия, по которым россияне покупают товары в иностранных интернет-магазинах. Ведомство не устраивает, что заказать товары за границей дешевле, чем купить в России. Это делает российские площадки e-commerce неконкурентноспособными, считают чиновники.

Чтобы поддержать отечественных интернет-предпринимателей, минсвязи рассматривает возможность ужесточения налоговых правил для иностранных площадок. Согласно действующим правилам, покупки в зарубежных интернет-магазинах не облагаются НДС и таможенными платежами, если сумма приобретений составляет не более 40 тысяч рублей в месяц, тогда как на российские интернет-магазины распространяются общие правила налогообложения для ритейла. Из-за налогов цены в российских интернет-магазинах как минимум на 50% выше, чем в зарубежных.

Для обычных граждан введение налогов на товары зарубежных интернет-магазинов будет означать, что цены на эти товары возрастут.

На мой взгляд, любые заградительные и запретительные меры решают не саму проблему, а ее последствия. Это как если бы у вас протекал водопровод, а вы бы вечно подставляли разные банки и бутылки. Естественно, что это не приведет к развитию розницы в стране. Ведь я считаю, что проблема никоим образом не касается интернет-торговли, а целиком связана с тем, что российская розница в разы отличается от зарубежной. Взять хотя бы количество торговых площадей в США и России, посмотреть на тысячекратную разницу в квадратных метрах, и становится понятно, что нам нужно развивать. И интернет-ритейл отнюдь не панацея, не замена офлайна, а скорее, на текущий момент, - вынужденное средство обеспечения людей более дешевым предложением. Запрет на беспошлинную торговлю приведет лишь к ожесточению, очередному витку недовольства решениями сверху, но никак не к увеличению оборота у бизнеса и спроса у покупателей, ведь взамен как нечего было предложить, так и не будет. Как продавал Inditex в два раза дороже то, что продается в Европе, так и будет продавать, только возможно уже в три раза дороже.

Не нужно защищать интернет-торговлю от западных конкурентов, мы живем в глобальном мире и любые страновые барьеры уже сейчас смотрятся по-корейски искусственно. Вся проблема в покупательной способности основной части населения, находящейся в положении "от зарплаты до зарплаты", а не в отсутствии предложения. И именно этим и нужно заниматься на государственном уровне, а не придумыванием как бы чего-нибудь еще запретить. Хотя это тоже подход, вот только к чему он приведет, не ясно. Что же касается налоговой и пошлинной политики, то мы же вступили в ВТО, не за горами первые результаты, уверен, что на товарах народного потребления это должно сказаться и офлайн станет более конкурентным по отношению к привезенным товарам в интернет-магазинах, что само по себе приведет к большей конкуренции и развитию всей отрасли.

В части налогов, я не стал бы выделять интернет-сегмент в отдельную налогооблагаемую базу, в силу мизерных масштабов оборота всего интернет-ритейла по сравнению с офлайном. А вот для офлайна безусловно можно и нужно продумывать налоговые льготы, прежде всего для малого и среднего бизнеса. Я вижу развитие отрасли именно так - вслед за развитием офлайна и бурным ростом оборота (не 10 - 15 % как сейчас, а 100 и 200%) будет развиваться и интернет-ритейл, постепенно выходя из тени и становясь полноценным конкурентом для офлайна. Собственно, так есть во всем мире. Не вижу причин, почему в России должно быть иначе.

Игорь Тарасенко, генеральный директор Молоток.Ру

Руформатор

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе