Московский Дом фотографии

Прогулки в Интернете. Сайт Московского Дома фотографии

Один из моих постоянных добровольных помощников Владимир Коломойцев прислал недавно сетевой адрес Московского Дома фотографии. Сайт показался мне достойным широкого внимания, так что приглашаю вас на очередную прогулку.  Уже на самой первой странице вы ощущаете, что это продукция не любительская, а профессиональная. Кадр (коль скоро мы попали на сайт о фотографии, воспользуемся соответствующей терминологией) визуально хорошо выстроен, меню в центре, основные разделы четко выделены... Оценив это с первого взгляда, уже не удивляешься, когда замечаешь в левом нижнем углу надпись: "Сделано в студии Артемия Лебедева". Кстати, а что это за "Информация о сайте" , ссылка на которую расположена ниже? Из нее мы узнаем, что это уже вторая версия сайта и что "лаконичное оформление страниц подчеркивает уважительное отношение к опубликованным фотографиям". Далее перечисляются темы фотографий из богатейшего архива МДФ, открытых для свободного просмотра: "Лица, руки, город, демонстрации, яйца, дома, фабрики, транспаранты, машины, война".

Не знаю, как вас, а меня "яйца" (какие?!) в этом ряду несколько, скажем так, удивили. Я бы не стал заострять на этом внимание, приняв сей казус за один из приколов господина Лебедева, если бы не столкнулся со словесными перлами уже на самом сайте МДФ, на странице "История", где рассказывается о Московском Доме фотографии. Например: "Фестивали не только получили успех у публики и прессы..." Успех, как известно, не получают, его завоевывают или, в случае удачного стечения обстоятельств, просто имеют. Но это, предположим, просто оговорка. Главный же грех содержащегося тут текста - непроходимый канцелярит. Примеры? Пожалуйста, далеко ходить не надо: "МДФ - первый российский музей, который специализируется в области фотографии и осуществляет комплексную программу, направленную на развитие отечественного фотоискусства". Это как же надо не любить свой родной язык, чтобы произносить или писать такое - "осуществляет комплексную программу, направленную на развитие"? Почему бы не сказать без затей: "Всемерно способствует развитию"? И короче, и не отдает чиновным духом советской эпохи. Впрочем, дух этот, видно, жив и в нынешних российских департаментах, в том же, как сказано тут, "Комитете по культуре Москвы", учредителе музея. Настолько, что они даже не чувствуют двусмысленности этого названия: дескать, занимаемся не делами культуры как таковой, а культурой Москвы! Читаем дальше: "Сотни выставок... создают необходимую критическую массу значимого культурного события". Я все еще не могу привыкнуть к тому, что нынче говорят и пишут "масса событий", а не "множество событий" (события же измеряются штуками, а не килограммами). А тут, извольте видеть, "критическая масса события"! Еще цитата: "Последовательная работа по изучению и пропаганде творческого наследия российских мастеров фотографии, а также деятельности молодых отечественных фотографов находится в центре внимания музея". А если проще: "Мы изучаем и пропагандируем"? Это будет по-русски, но зато, наверное, не прозвучит привычной музыкой для чернильных душ, корпящих над отчетами "по проделанной работе" и инструкциями "по пользованию" туалетной бумагой...

Ладно, сделаем скидку на то, что перед нами не писатели или редакторы-стилисты, а специалисты по бессловесному, если не считать подписей, виду искусства. И продолжим путешествие по сайту.

Обратите внимание, что на всех страницах, кроме главной, меню располагается слева, и здесь рубрикация еще более заметна. А если щелкнуть по надписи "Информация", располагающейся над меню, оно снова попадает в центр, располагаясь несколько по-новому - названия разделов рядом со стилизованными изображениями фотокамер отделены друг от друга и даны в несколько ином порядке. Так что можете выбирать, что вам удобней.

Первый крупный раздел - "Выставки". Хотите знать, какие из них проводятся сегодня? Щелкаем по соответствующему пункту в меню - и перед нами список нынешних фотовыставок не только в самом музее, но и в других местах Москвы и России. Если вам почему-либо удобнее выделить Москву среди других регионов, выбирайте пункт "Москва". К слову, я даже не подозревал, что в российской столице в течение года проводится столько фотовыставок. Похоже, что предпринимаемая МДФ "деятельность по созданию необходимой критической массы значимого культурного события" (способный я ученик, а?) и в самом деле приносит свои плоды. Коль скоро вам придет в голову узнать, как обстоят дела с "критической массой" за пределами московской Кольцевой дороги, щелкните по пункту "Регионы". Тут список значительно короче, уж не знаю почему: то ли "до самых до окраин" критическая масса еще не докатилась, то ли у создателей сайта до информации о градах и весях дальше Нижегородской области руки еще не дошли.

Зато у них есть подраздел "Страны". Только не рассчитывайте увидеть тут работы зарубежных фотомастеров. Речь идет о выставках российских фотохудожников за рубежом.

Возможно, ваш взгляд уже споткнулся о слово "увидеть" в предыдущем абзаце. В самом деле, можно ли здесь что-нибудь увидеть? Кое-что можно. Вот, например, сообщение о выставке фотографий Александра Родченко "Московские открытки", которая прошла в Вене, в Еврейском музее, в конце прошлого - начале нынешнего года во время "Европейского месяца фотографии". Да-да, именно так, музей еврейский, а месяц европейский, только открытки московские... Помимо краткой информации об организаторах выставки (директор музея, кураторы, дизайнеры, автор немецких подписей) тут имеются четыре фотографии. Надпись над маленькими картинками поясняет, что по ним надо щелкать, чтобы изображение открылось в специальном окне. Сразу предупреждаю, увеличение будет не таким уж большим, но если у вас монитор с хорошим разрешением, то представление о фотографиях вы получите достаточно адекватное. Все же это не картины Рембрандта. В окошке для просмотра есть подпись к фотографии, дата ее создания. И тут же - небольшой навигационный инструмент, чтобы перемещаться от фотографии к фотографии данного раздела, не возвращаясь в окошко основного браузера.

Когда же вы на нее все-таки вернетесь, то обратите внимание, что справа даны ссылки на дополнительные страницы, посвященные данной выставке. И так почти во всех случаях. Я, правда, не совсем понимаю, кому, кроме самих организаторов вернисажа, нужны фотографии, на которых запечатлены стены с развешанными фотографиями и стенды с ними же, но уже лежащими. Фотоизображений на этих снимках все равно не видно, а стены и стенды везде ведь похожи. Впрочем, как раз в данном случае вы найдете визуальное подтверждение того, о чем говорится на странице "Концепция дизайна выставки", ссылка на которую имеется тут же. Ибо эта самая концепция "состоит в том, чтобы создать впечатление действующей фотолаборатории, в которой работает художник Александр Родченко". В фотолабораториях, где печатали и проявляли когда-то фотографии, как известно, горели красные фонари и стояли лотки с проявителем и закрепителем. Нечто подобное мы видим и тут. "Несколько фотографий приколоты к стене, несколько фотографий в раме, подготовленные для экспонирования на Венской выставке, стоят у стены... Создается полное впечатление, что Родченко лишь на минуту вышел из лаборатории".

Кстати, по соседству в разделе "Страны" расположено сообщение-ссылка о еще одной выставке Александра Родченко, "Цирк", проходившей осенью 2003 года в "Русском доме" (те, кто сделал стойку на связку "Еврейский музей - Родченко", могут расслабиться) в Берлине (гм!). Фотографий на этой странице несколько больше. Среди них - эффектный коллаж, который был предназначен для заключительного разворота специального номера журнала "СССР на стройке", посвященного... цирку. Номер этот не был издан, но, похоже, не потому, что кто-то бдительный усмотрел крамолу в уподоблении СССР на стройке цирку, а из-за того, что был сдан в печать за пять дней до начала войны. Настало время, когда уже было не до стройки и не до цирка...

Сведения об этом я почерпнул в маленькой статье "Цирк как жизнь и жизнь как цирк", написанной Ольгой Свибловой, директором Московского Дома фотографии. Обязательно прочтите заметку. Для затравки - цитата: "12 февраля 1943 года он (Родченко. - В. Л.) отмечает в своем дневнике: "Искусство - это служение народу, а народ ведут кто куда. А мне хочется вести народ к искусству, а не искусством вести куда-то. Рано родился я или поздно?.."

Как видите, выставки уже давно закрылись, а мы с вами имеем счастливую возможность на них побывать. В разделе "Страны" по соседству с репортажами о родченковских выставках в Вене и Берлине есть отчет о ретроспективе в Европейском доме фотографии в Париже фоторабот замечательного мастера фотодела, работавшего совершенно в другом стиле, - Дмитрия Бальтерманца. Тут фотографий довольно много. Среди них есть удивительные. Казалось бы, вполне ортодоксальный советский фотограф, в отличие от Родченко, не задававшийся вопросом, куда вести народ. Куда партия прикажет, куда же еще? Но взгляните на его фотоснимок "Маршал Семен Буденный у любимого портрета". Чей портрет главный конармеец страны так любит, что охотно позирует около него фотографу? Свой собственный!

А вот новоиспеченный генеральный секретарь КПСС Константин Устинович Черненко у накрытого банкетного стола, удивительно напоминающего открытый гроб в цветах. Не знаю, имел ли в виду эту ассоциацию сам автор снимка, но она напрашивается, особенно когда видишь эту фотографию сразу после другой, запечатлевшей безутешных родственников и вполне довольных жизнью соратников у настоящего гроба предыдущего генсека, Брежнева.

Фотография "Два Ильича", на которой еще живой и даже достаточно здоровый Леонид Ильич запечатлен на трибуне на фоне портрета Владимира Ильича, помню, производила вполне диссидентское впечатление даже в те времена, когда некоторые из нас еще верили в непогрешимость Ильича Первого и с отвращением наблюдали за деградацией Ильича Второго. Нынче же с ужасом замечаешь безумный, жестокий взгляд "кремлевского мечтателя"...

А фотография похорон Андрея Жданова, на которой продолжатель дела великого Ленина Иосиф Виссарионович Сталин вышагивает в гордом одиночестве, метра на два впереди от всей толпы советских вельмож?

А вот главный советский гимнописец Сергей Михалков с сыном Никитой в начале 1950-х годов. Стоп, тут я навязывать свои ассоциации не буду, поглядите сами, очень выразительный снимок...

Как видите, мы пробежались лишь по некоторым разделам, но нашли немало интересного. Правильно написано на странице "Информация о сайте": "Разглядывать его можно бесконечно, переходя от одного снимка к другому". Вот и займитесь этим на досуге.

Виктор Лихт(webprogulki.wallst.ru)
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе