Медиааскетизм, или Надо ли удалять фейсбук на Великий пост

Медиааскетизм, или Надо ли удалять фейсбук на Великий пост.

Как появился термин медиааскетизм


В 2011 году Олег Пащенко прочитал в Екатеринбурге лекцию про будущее web-дизайна. В ней Олег говорил о том, куда движется интернет, и рассматривал это с точки зрения коллективного бессознательного, психоанализа Карла Юнга и своего огромного опыта работы в вебе (он 10 лет работал арт-директором в Студии Лебедева). 

Олег пытался понять, как меняется веб и как резко изменяется психика из-за прихода человека в социальные сети и интернет. Олег считал, что появляются психологические структуры в самом человеке и всем человечестве, которых раньше не было, и это явление — травматический опыт для всего человечества и каждого человека в целом; люди должны осмыслить и пережить эти изменения, понять, как с этим работать. А меняется на самом деле многое — стиль ведения бизнеса, восприятие медиа, технологии пиара. Олег упомянул в лекции, что можно использовать аскетический опыт различных религиозных практик (например, христианской), чтобы человек мог существовать в огромной лавине информации.

Я в шутку тогда рисовал сайты несуществующих проектов и нарисовал блог, который посвящен теме существования в медиа. Назвал его медиааскетом и опубликовал в ЖЖ.

Новые тела интернета

А дальше история пошла по второму пути. Я заинтересовался качественными исследованиями и благодаря Александру Новикову, директору компании «Радость понимания», вышел на книгу Мераба Мамардашвили «Лекции о Прусте». В области качественных исследований Пруста можно выделять как специалиста — в цикле «В поисках утраченного времени» он с поразительной методичностью и наблюдательностью профессионального исследователя описывает мотивы поведения людей, их мысли, чувства и мотивы принятия решений. Например, почему человек думает одно, чувствует второе, а говорит третье — все это показано на захватывающих примерах из жизни и человеческих отношений, в том числе и любовных. Мамардашвили читал лекции о Прусте, в которых описывал поведение людей и их психологию.

И произошла удивительная история. Я тогда много времени проводил в социальных сетях и видел, что у многих людей еще не выработалось осознание, почему они там делают те или иные действия. В реальной жизни мы обладаем телами и к определенному возрасту понимаем психологию, законы отношений между людьми, их реакции, и наша жизнь течет более-менее осознанно. А в интернете у людей появились новые тела, и многие действия и реакции они дают бессознательно — перепощивают, ставят лайки, общаются определенным образом, ревнуют, обижаются. Все это очень интересно, и какие-то законы и наблюдения из «Лекций» очень хорошо легли как объяснение на поведение людей в социальных сетях. Я начал писать об этом в ЖЖ, люди стали читать и комментировать. Я вообще считаю, что многие идеи Мамардашвили можно использовать в теории брендинга, рекламы и исследованиях маркетинга.

Потом я собрал все наблюдения в единый документ, прочитал на основе этого лекцию для студентов зимнего интенсива в Британской высшей школе дизайна и выложил документ в сеть. Информация там не особо структурирована, есть очень резкие формулировки, но как пища для размышлений он вполне интересен. Почти все темы впоследствии опубликовал портал про социальный маркетинг cossa.ru.

Я стал всем этим заниматься из-за того, что увидел, что люди не совсем осознанно ведут себя в сети. Иногда у людей крышу сносит оттого, что они не умеют вести себя в социальных сетях. Есть много примеров болезненной ревности, выраженной в постоянном отслеживании лайков, комментариев, страниц друзей, некоторые люди обижаются, если вы не общаетесь с ними сразу же, как они написали вам сообщение. Интернет стал новой средой жизни.

Неверное понимание аскетики

Многие думают, что аскетика означает, что нужно запретить себе интернет и общение в сети. Совсем нет. Такой путь приведет только к ограничению развития общества и личности — даже в христианской традиции отрицание проблем мира, игнорирование состояния общества и напряженности людей — это ошибочный путь.

По-гречески ??????? — это упражнение. По сути, аскет — это спортсмен. Человек, который тренирует свою волю, сознание и тело. Медиааскетика — это образ жизни, характеризующийся пониманием новейших средств коммуникации и их разумным использованием. Цель медиааскетики — научиться осознанно существовать в мире современных технологий, медиа и рекламы. Конечно, на этом пути придется сталкиваться и с какими-то ограничениями, но они только откроют новые возможности в офлайне.

«Я хочу выключить все»

Медиааскетизм — это не только российское явление, это общемировой тренд. Офлайн стал новой ценностью. У человека появилось новое желание — перейти в состояние off, перестать быть доступным по всем каналам связи, отключиться, побыть наедине с собой. Слоган «Off is a new emotion» (офлайн — это новая ценность) впервые озвучил Саймон Уотерфолл — креативный директор, основатель агентств Poke и Fray, президент D&AD в 2007—2008 годах. В 2011 году Саймон читал на Стрелке лекцию «Будущее-2», в которой перечислил десять свойств будущего. Десятым трендом шло желание перейти хотя бы на некоторое время в состояние off. В заключительной части выступления Саймон задает вопрос:

— Сможем ли мы спроектировать новую эмоцию будущего? Какая будет новая ценность? Все соединено, все включено, все очень быстро. Все это мне не нужно. Я хочу выключить свой телефон, свой foursquare, свой твиттер. Я хочу выключить все. Offisanewemotion.

Но, думаю, российские люди находятся в привилегированном положении по отношению к другим странам. Социальными сетями пользуется 99,7% среднесуточной аудитории рунета, или 30,9 млн человек, по данным Comscore. В среднем российский пользователь проводит в соцсети 12,8 часа в месяц. Это самый высокий показатель в мире. В среднем в мире пользователь проводит в соцсетях около 5,9 часа.

Вторая страна по продолжительности сессии после России — Израиль, но с ним другая история. Потом идут Аргентина, Филиппины, Турция, Венесуэла и Колумбия. В среднем их показатель — это от 8,5 до 7 часов ежемесячно.

Думаю, эти показатели связаны с качеством и уровнем жизни пользователей. Согласитесь, если вы можете делать реальные дела в социальном мире, получать образование, создавать бизнес, нормально отдыхать, то вы не будете перемещать свои потребности в сеть. Но если в обществе застой, то простой выход — не тратить энергию на реальные изменения, а уйти с головой в социальные сети и жить там — вместо реальных свершений заниматься развитием своего профиля и наблюдением за жизнью других. Из-за политической и экономической ситуации в стране российские пользователи находятся в зоне риска интернет-зависимости.

Конечно, в качестве наблюдения не стоит брать Москву. В Москве и некоторых мегаполисах исключительная ситуация — это город больших возможностей, и тут интернет — это обязательный атрибут любого человека. Но Россия не ограничивается Москвой.

Боязнь остаться в стороне

Усталость от медиа — это мировая тенденция, и она сильно влияет на человека. Но это еще не все. С другой стороны, есть иная тенденция. С развитием мгновенных средств передачи информации и сообщений человек вышел из ограниченных рамок специализации, которую предложило ему индустриальное общество. Людям стало интересно, что происходит в мире, весь мир стал «большой деревней», и мы — ее жители. Все больше людей интересуют не только их семья и работа, но и то, что происходит в мире, то, зачем они желают эту работу, куда движется история. Человек снова стал гражданином мира, ему важно все, что происходит вокруг него.

В английском языке даже есть такое слово — «ФОМО». На втором месте по итогам ежегодного голосования «Слово года» Американского лингвистического общества в 2011 году стал современный акроним со старым значением: FOMO — fear of missing out — боязнь остаться в стороне.

Фейсбук, твиттер и новостные ленты постоянно рассказывают о том, чем интересуются и что делают другие люди. Люди невольно сравнивают свою жизнь с жизнью своих друзей, знакомых, известных личностей, тогда как в докомпьютерную эпоху все находились в счастливом неведении относительно того, чем занято остальное человечество. Рост популярности таких профессий, как дизайнер, журналист, рекламист, исследователь и появление новых — блоггер, SMM-менеджер, трендхантер — подтверждают эту тенденцию и в профессиональном плане. И если раньше те люди, у которых появлялась эта потребность, реализовывали ее в вертикальном карьерном росте, то сейчас число людей, желающих понимать, что происходит вокруг, увеличилось, и многим из них достаточно горизонтального роста в профессии. Люди почувствовали вкус свежего воздуха новостей со всего мира, и больше они от него не откажутся. Игнорировать это явление было бы неправильным.

Если работник часто сидит в социальных сетях, это еще не значит, что он не хочет работать — это может означать, что человеку тесно в привычных рамках, ему интересен весь процесс со стороны, вся сложная система. И, думаю, не надо говорить, как опытный руководитель может воспользоваться этим знанием.

Человек и живет между усталостью от состояния онлайн, желанием уйти в офлайн и постоянным желанием знать, что происходит в мире. Медиааскетизм призван научить человека разумно лавировать между двумя этими потребностями.

Как этому учиться

Нужно стараться внести немного осознанности в интернет и в нашу жизнь. Читать соответствующую литературу, наблюдать за собой, иногда задавать вопросы — зачем я постоянно захожу на эту страницу, почему поставил лайк, зачем перепощиваю эту информацию, что значит состояние онлайн, почему человек может не отвечать на мое сообщение?

Это целая наука. Но в России выходит поразительно мало публикаций по этой теме. В России сложилась довольно странная история с коммуникативистикой, которая как раз и занимается взаимодействием человека и медиа. Она всегда была довольно сложной наукой для изучения, потому что, в отличие от физики, например, или анатомии, она изучает не материальные объекты, а то, что между ними — отношения, внимание, мотивы потребления и создания информации. Это бывает сложно изучить, потому что эти процессы не всегда видны, они скрыты в самом человеке и обществе, присутствуют незримо. И при этом все это очень живое и влияет на развитие истории. У гуру коммуникативистики Маршалла Маклюэна в книге «Понимание медиа» приведена целая теория того, как развивалось общество под влиянием развития средств коммуникации.

Интернет сделал видимыми невидимые процессы в сознании

Интернет создал новую среду, в которой людям стали видны процессы, которые были скрыты. Ведь, по сути, что такое интернет? Это среда, в которой становятся видимыми мысли, отношения и подсознательные реакции людей — это летопись их реакций. В голове человек думает, и это остается только у него, а в интернете, когда он думает — он постит, лайкает, ходит по страницам, добавляет в друзья, перепощивает — все это открыло новые возможности для изучения человека, и нужно этим пользоваться.

Произошла интересная история — в России нет серьезной школы коммуникативистики и качественных исследований интернета. Большинству компаний интересны прямые финансовые отдачи от интернета — реклама и доходы. Ну да, в социальных сетях идет какая-то движуха. А как на этом деньги заработать? Всем нужны готовые рецепты и кейсы, и мало кто задумывается о фундаментальных законах, которые лежат в основе поведения пользователей в новой среде жизни — интернете и социальных сетях, как они соотносят физический мир и мир виртуальный. А ведь если бы была теория, объясняющая это, можно было бы легче прогнозировать развитие сервисов, рекламных кампаний, стартапов, да и пользователям в личной жизни было бы проще понимать свое или чужое поведение.

Теория взаимодействия человека с медиа

Со временем, конечно, понимание новой среды жизни сформируется на уровне навыков, просто сейчас идет слишком быстрое развитие, и иногда восприятие человека не успевает привыкнуть к среде, к тому, как она меняется, и поведение дает сбой. А наука обязательно проявится — сейчас пишут про это статьи, делают доклады. Единственное, что у нас пока очень мало институтов и исследовательских центров, и мало серьезных ученых, которые этим занимаются. Хорошая школа в ВШЭ, РИА Новости недавно создало Медиалабораторию для изучения медиа.

Думаю, мы будем долго идти, но в конце концов придем к созданию единой доступной теоретической базы. Уже сейчас заметны первые тенденции — люди про это стали говорить. Одна моя знакомая, которая занимается медиаобразованием, говорит, что у нее аспирантка готовила работу о программе медиаобразования для школьников, а вторая подготовила программу для дошкольников! Родители и дети рады. Почему, если мы изучаем в школе Достоевского, нам не надо изучать Бэтмена и «Аватар»? Много интересного можно сказать. Маклюэн, кстати, так и поступал. Он вообще был уникальный мыслитель — филолог по образу мыслей и образованию, он обучал своих студентов пониманию механизмов рекламы и телевидения. К нему приходили на экзамен в надежде писать сочинение про Шекспира, а получали задание писать про Бэтмена или рекламу — он считал, что понимание массовой культуры необходимо для самоидентификации человека в современном обществе, а средства массовой информации как раз выполняют обратную задачу — подавляют возможность самоанализа и осознанных действий.

Интернет полон тем, которые просятся на исследования. Например, мемы и сетевой юмор — это же просто огромная область для исследований и понимания как коллективного бессознательного, так и психологических процессов внутри отдельного человека. На тему «Почему людям нравятся видео с котятами и кошками» можно написать целую диссертацию, что уж говорить про мемы.

Популяризация

Вообще, тема коммуникации намного шире, чем обычно думают — она не ограничивается медиа и журналистикой, а вплетается непосредственно в жизнь человека. Коммуникация — это скорее философское направление, которое требует серьезного осознания в связи с ростом времени, которое человек стал проводить с медиа. И обязательно популяризации. Не имеет смысла делать то, что не будет доступно для людей. И как показывает мой даже небольшой опыт — очень много людей ощущают потребность, чтобы с ними говорили на эту тему.

Если говорить о методе анализа, то за основу можно взять ту аксиому, что человеческая жизнь — это непрерывная коммуникация с самим собой, миром и людьми. Кто-то вводит в эту систему Бога, и тогда мы получим отдельное направление, как богословие коммуникации, которое некоторое время назад разрабатывал Сергей Чапнин — ответственный редактор газеты «Церковный вестник».

Лавина информации ставит вопрос о соотношении реальных дел и разговоров о них — часто современные люди попадают в ловушку, когда проще говорить о чем-то, чем стремиться к этому делами. Кроме того, я бы отметил психологическую проблему — из-за длительного времени, которое человек проводит в вербальном мире интернета, он приучается воспринимать живых людей из плоти и крови, чувствующих, переживающих, страдающих, принимающих решения на основе чувств, а не рациональных аргументов, как героев романа, который пишется в его воображении. В интернете все стало текстом — и люди тоже. И возникает обман восприятия: текст — это идеальный мир, и есть опасность начать воспринимать окружающий мир и людей как текстовое произведение. Постоянное удерживание в памяти того, что люди — это не текст, возвращает им реальность.

(Прочитать подробнее о медиааскетике можно в ЖЖ по тегу «медиаскет»)

Как человек меняется под воздействием социальной сети

Человек общается в социальной сети. А общение на расстоянии строится совсем по другим законам, чем когда вы, например, общаетесь в кафе. Это целая область исследований, тут можно писать гайд по общению на расстоянии.

Изменений на самом деле довольно много. Например, расстройство структуры времени, когда время схлопывается при потреблении информации и течет в интернете совсем не так, как в реальном мире. Время в интернете равно информации. Если раньше мы ложились спать, когда сядет солнце, с изобретением электрического света стали ложиться, когда выключим свет, то теперь тогда, когда закроем браузер.

Или расстройство структуры информации. Раньше люди потребляли книги, а сейчас читают маленькие тексты — твиты или посты. А есть мысли, которые можно передать только большим текстом — все эти афоризмы и цитаты, они не дают понимания, если у человека нет базиса. И у человека теряется навык выстраивать логические цепочки и видеть причинно-следственные связи. Раньше он видел их в тексте, теперь информация идет в виде разноцветных лоскутков, и мозгу требуется тратить энергию на собирание этих лоскутков в одну мозаику — а энергии на выделение смысла порой даже не остается. Как говорят, в современном обществе выигрывает тот, кто умеет читать большие тексты, и писать маленькие.

На западе даже есть целое направление — терапия историями. Людей учат понимать и рассказывать истории, чтобы снова научиться видеть причинно-следственные связи. Выделить главное и невидимое в тексте. По той же причине, кстати, так популярны сейчас кино и сериалы — там история уже готова, и мозг отдыхает, его ведут, и ему не надо тратить энергию на собирание мозаики из разрозненных кусков информации.

Эскапизм — это не выход

Иногда меня спрашивают: «А может быть, правда нужно отключить все эти устройства и уехать в деревню?» Но эскапизм ни к чему хорошему не приведет.

Если все станут дауншифтерами, что мы будем производить? И вообще — что будет с миром? Конечно, это не выход. Хотя иногда отключать надо. Информации стало столько, что человек оказывается погружен в лавину данных, часто ему не нужных, поэтому стоит осознанно относиться к экологии пользования медиа. Один мой знакомый, например, на время православного поста удаляет свой ЖЖ. А один раз на Великий пост он удалился из фейсбука — эффект, говорит, даже сильнее, чем когда он бросал курить. Правда, потом вернулся. Попробуйте — глоток свежего воздуха.?

Дмитрий Соловьев

OpenSpace.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе