Марина СКАЛДИНА: «СМИ должны использовать блогосферу»

Питерский интернет-редактор отмечает основные тенденции мультимедийной прессы

Издатели печатных СМИ отмечают взаимосвязь развития интернета и падения своих тиражей. В этом случае сетевое пространство представляется неким злом, изничтожающим традиционную отрасль, все равно что промышленное овцеводство, некогда загубившее в Англии крестьянское земледелие. 

И все же профессия работника с массовой информацией по-прежнему никуда не делась. Более того, возможности интернета вывели ее на совершенно новый качественный уровень. Передовая журналистика давно уже осваивает симбиоз традиционной печати и развивающейся сети. Интернет-редактор Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области рассказала «ЯР» о наработанном опыте столичной прессы. 


– Марина Александровна, на лекциях школы молодых журналистов, прошедшей недавно в Ярославле, вы обучали ее участников, как правильно пользоваться интернетом в своей работе. Это еще актуально?

– Моя лекция была построена на обучении комплексному использованию возможностей интернета. Оно особенно важно для небольших редакций, где на каждого сотрудника выпадает значительный объем работы, для журналистов, специализирующихся на определенной теме. Им просто необходимо составить для себя постоянно пополняющуюся базу информационных источников – основных сайтов по изучаемой теме. Зарегистрироваться на новостных порталах, с тем чтобы регулярно получать от них ленту новостей, договориться с пресс-службами организаций о получении их пресс-релизов.

При этом необходимо знать, что в интернете уже работают программы, делающие тематическую подборку новостей. Есть сайты – публикаторы пресс-релизов, информационные агентства и новостные агрегаты, выбирающие с новостных лент самые актуальные сообщения. 

– Может ли традиционная пресса использовать такой набирающий мощь информационный ресурс, как блоги, форумы, социальные сети?

– Этот процесс происходит повсеместно. Вообще блогосфера достигла такого уровня, что выполняет функции СМИ. Особенно это касается развития обратной связи, про которую традиционные газеты на время забыли. 

Интернет чутко уловил эту тенденцию. Сетевые поисковики наряду с информационной лентой обычно уже ведут ленту самых популярных блогов или ленту тем, наиболее обсуждаемых в блогосфере. В Петербурге даже телеканалы дают в эфире обзор блогов.

– В Ярославле есть руководители издательств, которые запрещают своим редакциям пользоваться информацией местных популярных форумов.

– Запрет на просмотр местных форумов? Впервые слышу о таком прецеденте. Это бессмысленно, это говорит о каком-то внутреннем страхе.

Блоги и форумы важны даже не столько как поставщики информации, хотя здесь достаточно развита добровольная корреспонденция. В первую очередь это барометр общественного мнения. Редакции должны знать, какие вопросы чаще всего повторяются, какие темы вызывают наибольшую озабоченность. 

Более того, пресса, развивая собственные интернет-ресурсы, использует приемы блогосферы: вводит возможность комментировать напечатанные статьи, а лучшие комментарии публикует в следующих номерах. Предлагает на своих сайтах открывать блоги, размещать любительское видео.

Часто СМИ открывают собственный блог на уже развитых ресурсах и в социальных сетях. Это некоторая альтернатива редакционному сайту.

– Свой сайт – это необходимость или модное поветрие?

– Ведущие издания далеко продвинулись в развитии своих сайтов. Портал, содержание которого дублирует печатный вариант газеты, – такой формат уходит в прошлое. Просто электронный архив номеров – это вчерашний день. Сейчас активно развивается мультимедийная журналистика. 

– Но если у небольшой газеты нет ресурсов для создания сайта?

– Утверждение, что создание сайта – дорогое удовольствие, что его по силам сделать только технарям, это не более, чем миф. Существуют специальные программы управления контентом, платные и бесплатные. К ним написаны инструкции и даже книги. Скачиваете такую программу, выполняете пошаговые действия и по крайней мере учитесь работать в сети. Множество сайтов работает именно на таких движках. Местные фирмы по созданию интернет-ресурсов зачастую просто устанавливают одну из таких программ и придают определенную визуальную форму. И называют это созданием сайта. 

– Так просто?

– Попробуйте. Создать сайт не сложно. Труднее его ежедневно вести и добиваться популяризации. Кадровая ограниченность редакции также не должна быть препятствием. 

Идет журналист на задание, а что он может сделать попутно? В разговоре может записать цитату на видео или диктофон, оцифровать ее и выложить. По дороге сделать опрос на определенную тему на то же видео. Результаты творческой реакции журналистов можно увидеть на ресурсах многих газет. Ведущие СМИ, конечно, идут дальше, имеют отдельные интернет-редакции. Но небольшим местным изданиям можно начинать и с малого.

Денис ЛУПЕКИН

"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе