Любовь Геннадьевна Антонова: важно быть талантливым читателем

Тема коммуникации в сети актуальна как никогда. 

Как отличить фейки от новостей? Нужно ли самостоятельно разбираться в особенностях контента или стоит доверять авторам и редакторам? Стоит ли обывателю обращаться к научным источникам, чтобы в этом разобраться? Эти вопросы мы задали автору более 400 публикаций и 5 монографий, заведующей кафедрой теории и практики коммуникации, профессору и голосу «Тотального диктанта» в ЯрГУ, Любови Геннадьевной Антоновой.


- Как вы пришли к изучению вопросов коммуникации? Такой выбор темы для исследований был обусловлен изменениями технологий, вызовами времени?

- Я доктор педагогических наук, и мои исследования изначально связаны именно с коммуникативными технологиями. Это создание высказываний в разных жанрах, создание высказываний на разных платформах, с этими темами была связана и моя кандидатская диссертация. Докторская диссертация уже предполагала, что я разрабатываю курс, в котором есть и технологии создания текста на бумажных носителях, и технологии создания текста с элементами презентации, с фотографиями, видеоиллюстрациями. Тогда это было не так востребовано, но уже тогда появилось понятие поликодового текста, который формирует иное пространство коммуникативного продукта. Это подразумевает не только передачу информации в вербальном плане, но еще и наличие соответствующих смысловых зрительных зарисовок, видеоряда.

Безусловно, нужно было определить само понятие «медиаграмотность». Мы гордимся тем, что уже в 2012-2013 году у нас была защищена первая магистерская диссертация, которая связана именно с формированием медиаграмотности будущих филологов, это был первый набор наших магистрантов. Так была создана платформа нашего понимания самого явления медиаграмотности.

Конечно, не стоит забывать и об основоположниках этого направления. Это Александр Викторович Федоров, с работами которого знакомы все, кто работает в этой сфере (первые работы А.В. Федорова в области медиаграмотности появились в 1980-ые годы - прим). Но понятие медиаграмотности, которое было принято Федоровым и его последователями, было нами несколько изменено с учетом медиакоммуникации. Соединились воедино понятия медиаграмотности как качества потребителя информации в новой среде и медиаграмотности создателя этой информации с учетом новых коммуникативных технологий, с учетом явления поликодового текста.

Параллельно с формированием основ медиаграмотности, происходило изучение особенностей медиатекстов, их восприятия аудиторией, формирование самой медиакоммуникации и ее жанров.

Понятие медиаграмотности было реконструировано, создано нами заново. В новом понимании оно включало три важнейших параметра: во-первых, комплекс знаний и умений, которые связаны с восприятием и анализом медиатекста, во-вторых, умения необходимые для создания медиатекста, а третий аспект связан с новым качеством человека в медийном пространстве. В социальных сетях, на форумах, в блогах и на других медийных площадках человек выполняет функцию медиума, он наполняет свой текст активной информацией, он становится передатчиком мыслей в мире. Медийный текст может быть скопирован, передан огромное количество раз, он может заблокировать какую-то идею или же дать ход каким-то начинаниям. Медиаграмотность - огромная ответственность, которая есть у всех нас, у всех авторов медиатекстов.

Мы проводили занятия по медиаграмотности не только для студентов, мы также организовывали мастер-классы с учителями. Эта работа помогает развитию речевых навыков и школьников, и студентов. Даже для ведения своей странички в социальной сети умение создавать качественные медиатексты, безусловно, пригодится. Это первые шаги нашей научной школы, связанные именно с медиаобразованием.

- Коммуникативная среда очень подвижна, особенно в сетевом пространстве, при этом на изучение новых явлений требуется время. Есть ли возможность быстро анализировать коммуникативные процессы именно с научной точки зрения?

- Есть области научного знания, которые требуют постоянной подпитки, поддержки, постоянной работы. Безусловно, в современной интернет-среде все очень быстро меняется. Современный медиатекст является мультиплатформенным, он может создаваться в социальной сети, существовать в режиме трансляции, дайджеста. Такие активные области научного знания предполагают, что специалисты в этой сфере активно общаются, взаимодействуют, это необходимо. Я благодарна моим коллегам, которые способствуют налаживанию такого профессионального диалога.

Это научное сообщество, которое занимается вопросами медиалингвистики в Школе журналистики при Санкт-Петербургском университете под руководством Лилии Дускаевой, и дает возможность обобщить опыт, определить новые тенденции на ежегодных конференциях.  Особая благодарность журналу «Жанры речи», под руководством Вадима Дементьева, который служит площадкой для обсуждения активных процессов современной генристики, появления и продвижения новых жанров, в том числе и в медиапространстве. Благодарна коллегам, которые занимаются смежными вопросами: социолингвистикой, психолингвистикой. Иосиф Абрамович Стернин в 2020 году выпустил книгу, посвящённую маркерам фейковой информации. Это тоже часть медиаобразования: знание о том, как отличить ложную информацию, как распознать манипулятивный текст. Труды Владимира Ильича Карасика, посвященные сетевым жанрам, безусловно, создают платформу для диалога о различных текстах в современных медиа и социальных сетях. Коллеги из МГУ подходят к изучению медиатекстов с позиции новой стилистики. Работы Татьяны Добросклонской посвящены изменению стилистики в медиадиалога, работы Ольги Северской направлены на изучение текстов массовой культуры, например рекламных текстов, изучение нового стиля подачи информации, который совмещает информирование и очень сильное воздействие. Таким образом, мы видим, что вопросы медиакоммуникации  поднимаются и в смежных областях научного  знания: в коммуникативистике, в психолингвистике, рекламоведении, в современном жанроведении.

Труд коллег-ученых достаточно презентативен, активен – это конференции, встречи, мастер-классы, обмен опытом чтения спецкурсов, в том числе между университетами. Нам постоянно нужно обновлять знания, чтобы знать о новых исследовательских направлениях, и нам это удается.

- Стоит ли читателям СМИ, пользователям соцсетей обращаться к научным источникам, чтобы сориентироваться в медиапространстве?

- Если мы говорим о современных активных коммуникативных продуктах, которые не только передают информацию, но и выполняют функцию воздействия на аудиторию, то важно найти некоторую основу, обрести базовые знания. Такие знания позволят осознанно  воспринимать текст, обратить внимание на нужные детали, вести «диалог» с автором.

В работе Иосифа Абрамовича Стернина «Маркеры фейка в медиатекстах» можно найти актуальную, полезную для каждого информацию. С помощью рекомендаций автора этой книги мы можем изучить инструменты, которые используются для передачи непроверенной информации. Это и особый смысловой заголовок, и «размытый» авторский контекст (например, фраза «нам известно из достоверных источников», отсутствие ссылок на конкретных авторов) – такие моменты должны вызвать некоторую настороженность относительно текста. Фейк опасен не только в случае передачи ложной информации, но и в случае передачи концептуальной информации без соответствующей поддержки, передачи ложной информации, непроверенной и манипулятивной.

Советую обратиться к циклу статей в журнале «Жанры речи», в разделе «Интернет-жанры». В них определены медиаинструменты, допустимые и востребованные в современном интернет - пространстве, разводятся понятия провокация как оправданная стратегия воздействия сегодняшней журналистики и манипуляция, распознание которой и есть медиаграмотность.

Эта тема отсылает нас к одному из трех аспектов медиаграмотности: к роли медиума в сети. Перед тем, как передавать информацию, нужно проверить ее достоверность, найти источник, на который ссылается автор. Может быть, он искажает информацию,дает ей ложную оценку, это нужно уточнить. Нужно взять на себя эту ответственность в медиадиалоге.

- Как стоит поступить, если мы сомневаемся в достоверности полученной информации? Есть ли какой-либо алгоритм действий для такой ситуации?

- Если мы говорим о социально-значимой информации, то очень важно соотнести ее с информацией из других источников. У всех нас есть возможность посмотреть не только газету «Про город» или портал «76.ру». Может быть, интересное нам событие осветили блогеры или журналисты, которым мы доверяем.  Полезно сопоставлять новости из частных источников с официальной версией, нужно потрудиться изучить оба взгляда на проблему или событие. Насколько разнится фактологическая часть материалов, как расставлены акценты – это нужно сопоставить, проанализировать. Это касается и региональной прессы, и федеральных информационных каналов. Всем нам нужна возможность выбора источников информации и возможность их сопоставления.
Конечно, не у всех есть возможность обратиться к научным письменным рекомендациям по медиаграмотности, поэтому необходимы специальные обучающие курсы. Вероятно, у нас с коллегами на факультете филологии и коммуникации будет возможность создать такой курс медиаграмотности и организовать консультационную помощь для студентов.  Причем, о медиаграмотности нужно говорить и с точки зрения лингвистики, и с юридической стороны. Фейки сейчас рассматриваются в правовом поле, и каждый должен понимать, какую ответственность он несет за распространение фейков и как себя обезопасить, как не транслировать непроверенную информацию, как грамотно цитировать и использовать чужие высказывания. Замечу, что важно обучать работе не только со СМИ, но и с социальными сетями и другими средствами массовой коммуникации. Важно уметь «прочитывать» смыслы текста безошибочно, видеть «подтекст». быть талантливым читателем. А затем можно становиться и талантливым создателем медиатекстов.  

- Насколько медиаграмотность востребована сегодня, когда множество специальных инстанций анализируют и сортируют информацию вместо читателя?

- Ни администрирование сайтов, ни рецензирование и экспертирование материалов не освобождает человека от потребности самостоятельно анализировать информацию и заниматься самообразованием в направлении медиаграмотности. Да, таким образом читателю помогают, сопровождают. Кроме того, я понимаю, что могут быть случаи, когда читателя ограждают от информации, но он хотел бы ее получить. В таком случае читатель должен знать меру своей ответственности, если он пройдет через ограничения. Да, можно быть коммуникантом в любой сети, но нужно хорошо понимать, что распространение определенной информации предполагает и правовую ответственность. Если есть какое-то предупреждение, есть закон, то читатель должен отреагировать на это. За ним выбор, нужно его сделать, в соответствии со своей медийной и правовой культурой. И очень важно, чтобы этот выбор был оправданным, информативным и безопасным.

Очень хочется нам всем пожелать интересных ярких опытов с информацией в этом новом, богатом на впечатления и факты, и очень перспективном медийном социуме.

Автор
Любовь Антонова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе