Ласковые сети

Берегитесь, — Вельяминов поднял длинный, как карандаш, палец и строго через очки посмотрел на ряды слушателей, — в раю, который вам грезится, во имя которого вы хотите превратить человека в живой механизм, в номер такой-то, — человека в номер, — в этом страшном раю грозит новая революция, самая страшная изо всех революций — революция Духа.

А. Толстой, Хождение по мукам

Сколько революций мы пережили за последнее десятилетие? Речь, конечно же, идет о сетевой жизни, ибо только она сознательна, реальна, эмоциональна и достойна пристального рассмотрения. Предлагаю читателям мою собственную теорию сетевых перемен, значительных и качественных, тянущих на изрядно затертое в прошлом веке слово революция. Само собой, рассматриваются не мегабиты и гигабиты каналов, не технологии доступа к Сети, не петабайты серверов, не оптика и не точки обмена трафиком, ибо это все ерунда по сравнению с тем, как влияет Сеть на нашу жизнь, на ее качество, комфорт, эмоциональный тонус и амбициозную самореализацию.

Предтеча рассматриваемых событий, это засилье в сети сисадминов и прочих так называемых «компьютерщиков». Они первыми вылезли в Сеть, ибо владели таинственными технологиями. Они общались в FIDO, знали, как найти новости, что такое Рамблер и таинственное слово «Нетскейп». Вся остальная интеллигенция, техническая, культурная, и всякая прочая с недоверием отстранялась от длинноволосых админов в вечных свитерах и джинсах, обсуждающих непонятные термины в метро или трамвае. В газетах писали, что в Интернете сдавали экзамены, проходили лабораторные работы и что-то происходило, где-то там, в другом мире. «Нормальные» люди, получив эту игрушку, писали письма, что-то находили с удивлением, читали, скачивали и рассказывали недоверчивым знакомым как там и что. Уже были «Кулички», Май Мухин, «Русский журнал», Катя Деткина и «Вечерний Интернет», были, но не для всех, для посвященных и приобщенных. Далеких от народа не хуже декабристов.

Первую революцию кажется разумным связать с проектом Яндекса «Народ.ру». Каждый желающий мог создать сайт за пару часов ковыряния во Фронтпейдже. Народ повалил на «Народ», лавинообразно стали появляться самопальные странички. Началась эпоха повальных «хомяков» или домашних страничек. За полгода, кажется, было создано сто тысяч страничек, потом еще больше. Правда, многие из них были дурацкие и бестолковые, непременно с мигающим фоном и кислотными цветами, огромное количество самоубилось в первые же месяцы, но старт забегу состоялся — народ пошел в Сеть. Появились интересные проекты врачей, учителей, поэтов, и просто всех, кому было что сказать. Появились похожие проекты типа Boom.ru и другие. Не знаю уж, каким надо быть нелюбопытным и тормознутым, чтобы не наплодить с десяток страничек всем своим знакомым и отдельно для любимой собаки. Интернет перестал пугать, он стал доступен, простые труженики запросто обсуждали тэги и ФТП, анимацию гифа и отступы ячеек. Интернет стал поистине народным, было куда пойти, куда пригласить друзей и чем похвалиться в кампании. Точно к датам привязываться не стоит, но первую революцию, «народную», ограничим условно годами с 1999 по 2003-й.

Вторую революцию не буду расписывать подробно, скажу лишь заветные слова: «Живые журналы». Когда мне знакомый начинает что-то рассказывать, я его перебиваю словами: «Так ты это уже выложил в своем ЖЖ?», на что услышу или «Еще вчера», или «Нет, но сегодня напишу». При знакомстве, естественно, первый вопрос — а какой у вас ник в ЖЖ? Ответ на это вопрос определяет — существует для вас этот человек, или вы проходите сквозь него не замечая как бесплотную несуществующую сущность. Появилась формула жизни: «виртуал, это человек, не представленный в ЖЖ», ибо его просто не существует, так как говорить с ним совершенно не о чем. Феномен взрывообразного роста ЖЖ (точнее, феноменом следует считать отсутствие ЖЖ у кого-нибудь) многократно разжеван десятками публицистов и со всех сторон обмерен всякими обозревателями. Читать френдоленту стало такой же социальной нормой как справляться о делах при встрече, вроде пустой ритуал, а нарушать не моги. В этот же вихрь втянуты, естественно, все блоги и блоговые сообщества, миллионы людей постят, читают, комментят, постят, читают, комментят…

Третья революция, недавно грянувшая, это социальные сети. Миллионы хороших милых людей, заходящих в Интернет посмотреть погоду на завтра и телепрограмму на сегодня, узнали вдруг, что можно найти одноклассников. Сорок миллионов обладателей почты на Мейл.ру оказались втянутыми в «Мой Мир», тысячи айтишников нашли работу через «Мой Круг», всем, наверное, пришли приглашения от друзей из «Мир тесен» и «В контакте». Приятно и удобно — можно быстро связаться с неожиданно найденным другом, поискать еще друзей, обменяться фотками, создать сообщество, начать что-то обсуждать. Волнующее открытие для тех, кто все еще опасался Интернета. Огромное количество людей не выходят в него, ибо боятся, «что нажмут что-то не то и в нем все сломается». Оказывается, все не так страшно, а просто и очень просто, ничего не надо знать. Достаточно кликать на «пригласить друга» и «отправить сообщение» и все! Рай у ваших ног. Никуда не надо идти — все сами пришли к вам, вас нашли и пригласили, наслаждайтесь. Значение этого бума соцсетей еще не оценено аналитиками и писаками всех мастей. Ибо мы все пока внутри процесса, еще немного он должен устояться, пена должна подняться, осадок опуститься, вот тогда и поглядим.

Надеюсь, что будет продолжение. 

 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе