Как Википедия выращивает армию «фактчекеров» для борьбы с фейковыми новостями

Онлайн энциклопедия занимается проверкой фактов в интернете уже более 15 лет. 
Источник: hightech.fm


Теперь она хочет открыть свое скептическое видение массам.


Всего немногим более года назад Википедия стояла на перепутье, хотя сама компания этого еще не осознавала. Дела у онлайн-энциклопедии шли неплохо: 15 января 2016 года Wikimedia Foundation, родительская компания Википедии, провела конференцию и праздничную вечеринку в головном офисе в Сан-Франциско в честь своего 15-летия.

Сайт, к которому научное сообщество когда-то относилось как к трясине «как бы» фактов, превратился в мировое культурное хранилище с более чем 38 миллионами статей на 289 языках, а с началом объявленного на годовщине 10-летнего обеспечения в размере 100 миллионов долларов для «вечного хранения», Википедия вероятно сохранит этот титул и в обозримом будущем.

15-летие Википедии совпало с изменением отношения к честности в американской политике. На расстоянии около 4,2 тысячи километров от раздела праздничного пирога в Сан-Франциско, кандидаты в президенты США от республиканцев проводили вечер, убеждая избирателей со сцены для дебатов в Чарльстоне, Южная Каролина. Здесь был бывший сенатор от Пенсильвании Рик Санторум, утверждавший, что администрация Обамы стоила Соединенным Штатам более двух миллионов рабочих мест, сенатор от Техаса Тед Круз, говоривший, что президент разрешил прибытие сирийских беженцев без «серьезной» предварительной проверки. То, что кандидат в президенты США может преувеличивать, само по себе не удивительно; в конце концов, наибольшая оплошность, которую может сделать политик, — это сказать правду, но с течением предвыборной кампании, с тем, как Дональд Трамп впитывал каждую молекулу политического кислорода, те дебаты в Южной Каролине все больше показывали необычный контраст к торжеству истины на всем побережье.

В послевыборные месяцы технологические и медиакомпании, будучи цифровой инфраструктурой для контента, вели войну против фейковых новостей и теорий заговора: от создания партнерств между СМИ и Google для проверки фактов и отфильтровывания лжи от алгоритмически нейтральных результатов поисковых машин до удобных расширений для Google Chrome, парсящих твиты президента за вас.

Октябрьский опрос Pew Research Center выяснил, что 81% американцев видели разногласия Трампа и Хиллари Клинтон по «основным понятиям» американской жизни. В то время, пока новостные организации, которым никогда не доверяли, пытались проверять факты при скудных бюджетах, ответственность за борьбу с фейковыми новостями во все более фрагментированной информационной экосистеме взял на себя Facebook. Однако размашистые попытки социальной сети бороться с плохой сатирой и ростками конспиративных теорий могут быть бессмысленными: хотя все больше и больше американцев получают новости через Facebook, согласно опросу BuzzFeed/Ipsos, только 18% верят тому, что читают.

Роль Википедии в борьбе за свое место в эпоху пост-правды не сводится к занесению каких-то конкретных источников в качестве бессрочно ненадежных (как было сделано в отношении Daily Mail) в черный список или к предотвращению внесения правок в биографии своего начальства сотрудниками аппарата конгресса. Как старейший представитель информационной экосистемы в годы интернета, Википедия целенаправленно и методично борется с дезинформацией, перебирает строгие правила проверки, которые википедисты (активные редакторы в сообществе Википедии) совершенствуют, обеспечивая прозрачность информации в открытых каналах.

С сокращением бюджетов отделов новостей и все большего скептицизма по отношению к институтам власти, постоянно меняющаяся структура верификации Википедии серьезно перевернула общественное отношение к себе. Опрос международной организации YouGov 2014 года выяснил, что британские пользователи доверяют сайту больше, чем местным новостным медиа. Придуманный Джоном Стюартом Миллом «Рынок идей», экономическое обоснование свободы выражения, действует в Википедии и достаточно хорошо работает для перегонки большого количества фактов в единственную истину.

Многих студентов учили относиться к Википедии как к сборищу фейковых новостей еще до того, как сами фейковые новости появились, но теперь они доверяют Википедии больше, чем когда-либо. Википедия не являлась весомым источником информации, так как была коллективной, однако мои студенты многое узнали о том, что на самом деле означает эта коллективность в контексте сайта для истины, сотрудничества и проверки фактов.

Джен Малковски

Профессор по исследованию кино и медиа из Смитсовского колледжа


Тем не менее цель компании не разработать конструктивное решение под ключ по проблеме фейковых новостей в интернете, расширяя масштабы ее внутренней структуры проверки фактов, глобального исследования и редактирования со строгой логикой и правилами (в противоположность к беспорядочным методам Twitter), напротив, ее цель — породить свой уникальный институциональный бренд медиаграмотности в каждом молодом мозге страны.

В 2013 году из большой Wikimedia Foundation выделилось некоммерческое подразделение Wiki Education Foundation, которое служит мостом между Википедией и ученым сообществом. Пока студенты и выпускники одновременно служат редакторами в Википедии и в различных культурных учреждениях (как, например, Национальное управление архивов и документации), чтобы увеличить поток исторических документов в онлайн-энциклопедию, Wiki Education предлагает профессорам колледжей, чтобы их студенты писали статьи для Википедии по соответствующим курсам вместо традиционной бумажной научно-исследовательской работы*. Только за осенний семестр около 6,3 тысячи студентов с 276 курсов со всей США и Канады сгенерировали 10% контента, добавленного в Википедию, всего более 4,25 миллиона слов.
_________

* Малковски была членом Wiki Education в прошлом году.


«Википедия имеет дело с фейковыми новостями уже 16 лет, и мы разработали обширную методику для определения того, какие источники являются надежными, а какие нет».

Одна из общих проблем Википедии состоит в том, что весь контент написан волонтерами. Хорошо раскрыты те области, в которых они наиболее заинтересованы: текущие события, поп-культура и так далее. Есть отставание по качеству и развитию контента в академических предметных областях. Однако теоретический контент чрезвычайно важен, он никуда не денется. В Википедии всегда будет место для законодательных текстов и конкретных исторических дат, вплоть до технологии того, что мы готовим на кухне.

Ли Анна Дэвис

Директор программ Wiki Education


Цель программы не только поддержать пул помощников Википедии, хотя отсев среди добровольных редакторов зачастую вызывает беспокойство, несмотря на снижение темпов в последние годы. Скорее это ускоренный курс по тщательному исследованию и проверке фактов на сайте, как выразилась Дэвис, «проверенный способ поднять цифровую грамотность, добавляя достоверную информацию в самую большую в мире энциклопедию, основанную на фактах». Введение медиаграмотности в американскую педагогику не могло произойти в лучшее время: согласно опросу Стэндфордского университета, среди 7,8 тысяч студентов средних школ и колледжей, даже учащиеся в лучших университетах страны с большим трудом отличают фейковые новости от реальных.

В контексте обсуждения «альтернативных фактов» мы слишком фокусируемся на проблеме и недостаточно на описании и понимании решений. Википедия имеет дело с фейковыми новостями уже 16 лет, и мы разработали обширную методику для определения того, какие источники являются надежными, а какие нет. Работая над сайтом, студенты учатся писать нейтральные, основанные на фактах, статьи и должны раскрывать все свои источники. Обсуждение, которое мы недавно наблюдали, только утвердило нас в том, что знания, которые мы даем в программе, жизненно необходимы.

Ли Анна Дэвис

Директор программ Wiki Education


Как правило, мы считаем интернет не чем-то глобальным и единым, а набором самоизолирующихся (хотя и не всеохватывающих) «пузырей» со своими собственными понятиями хорошего и плохого, уникальными связями и мемами. Википедия не создает такого же рода политическую поляризацию, которую мы привыкли ожидать от подавляющего большинства онлайн сообществ. Октябрьский рабочий доклад от Национального бюро экономических исследований (НБЭИ) показал, что со временем общение среди активных пользователей энциклопедии стало менее обособленным, а их вклад в статьи более беспристрастным. Помощники со временем стали «более нейтральными, а не более резкими», «удивительно, больше всего эффект проявился среди авторов, которые имели дело со статьями, имеющими наибольшую предвзятость», — отметили авторы доклада.

В целом, мы считаем, что, если вы даете людям хорошую информацию, они могут принимать правильные решения, а это приходит с доверием к пользователям. Очень важно иметь открытые и прозрачные места для публичных обсуждений: за каждой статьей Википедии стоит отдел новостей в форме канала общения, где редакторы обсуждают текущие события и высказывают различные точки зрения.

Джульет Барбара

Директор по связям с общественностью

Wikimedia Foundation


Этот необычный вид онлайн-сотрудничества возможен благодаря уникальной лояльности к Википедии, которая только поощряет его. Американское общество может быть более поляризовано, чем когда-либо ранее, но исследование НБЭИ показывает, что википедисты стремятся ставить честность сайта выше собственных идеологических пристрастий. Для редакторов, которые посвящают свое время поддержке сайта, Википедия является одновременно и носителем данных, и посланием. Они в некотором роде сражаются за то, чтобы сохранить мир, в то время как цифровые дружинники и тролли-неонацисты ведут войну на ниве правды и дезинформации в фейсбуках и реддитах, чьи «государственные интересы» не факты, а апеллирование к чувствам. «Хорошо, что Википедия действует на практике, потому что в теории это полная катастрофа», — говорит Барбара.

То, что Википедия действует на практике, может быть наилучшим способом помочь преподавателям вдохнуть в своих студентов медиаграмотность, в которой они так отчаянно нуждаются. Дэвис говорит, что Wiki Education ожидает, что примерно 7,5 тысячи студентов 335 курсов внесут свой вклад на сайт этой весной и, согласно предварительным опросам, 95% участвующих студентов считает, что написание статей для Википедии чрезвычайно ценно для получения навыков медиаграмотности, необходимых для понимания изменяющегося цифрового мира.

Знание не обязательно стабильно, всегда были споры относительно того, что есть факт. Люди всегда разрабатывали способы проверять информацию, чтобы быть уверенными относительно фактов и данных. Для моих студентов это также включало изучение того, как пользоваться Википедией: как просматривать историю изменений, как просматривать различные страницы обсуждений и видеть, какого рода обсуждения появляются вокруг конкретных тем.

Джен Малковски

Профессор по исследованию кино и медиа из Смитсовского колледжа


Большинство студентов традиционной научной работе предпочли исследование и проверку фактов какой-либо малоизвестной записи по истории документальных радиопередач — они чувствовали, что вносят вклад в глобальную базу знаний.

Они действительно работают над статьями Википедии значительно лучше, чем над обычной научной работой, когда вся их аудитория — одна лишь я. Ребята очень гордятся своей работой и часто делают гораздо больше, чем должны. Студенты добавляли в записи гораздо больше необходимого минимума просто потому, что темы были им действительно интересны. У них невероятный уровень вовлечения и качества работы.

Тамар Кэролл

Профессор истории и директор программ цифровых гуманитарных и социальных наук в Технологическом институте Рочестера


Стоит отметить, что многие академические исследования доступны только за плату и большинство людей не имеет к ним свободного доступа. Мои студенты действительно осознают, что имеют привилегии в доступе к подобной информации.

Джен Малковски

Профессор по исследованию кино и медиа из Смитсовского колледжа


Все это не значит, что Википедия — идеальное увеличительное стекло и лакмусовая бумажка всего Интернета: как отметил The Economist на 15-ю годовщину сайта, википедисты — преимущественно англоговорящие мужчины, которые могут иметь отличное от коллектива мировоззрение. Непрерывной и сложной задачей является привлечение участников из различных слоев общества и разных стран. Даже если википедисты на один семестр останутся вовлеченными в работу над сайтом, есть риск, что их знания по медиаграмотности могут забыться в суматохе жизни в колледже или, что еще хуже, известные своей недружелюбностью ветераны Википедии просто отвратят посторонних. Также всегда есть опасность того, что потребители, прекрасно чувствующие себя в теплом навозе своих лент из Facebook и Twitter, не узнают правды из топа Google.

Для поколения американцев, видящих ненадежность традиционных государственных институтов, утопающих в непрерывном ежедневном потоке информации и неуверенных в будущем, урок по относительно проверенной методике может послужить лучшей прививкой против лжи, чем любая алгоритмическая настройка новостной ленты Facebook. Да, благородная армия волонтеров Википедии продолжит создавать статьи энциклопедии настолько близкими к объективной реальности, насколько это возможно, но это только один аспект в войне с дезинформацией. Чтобы выиграть войну, американское образование должно научить избирателей основам медиаграмотности, необходимым для существования в мире пост-правды.

Теперь в своих способностях проверять информацию мои студенты видят новый вклад в политику. Для них это важно, как никогда раньше.

Джен Малковски

Профессор по исследованию кино и медиа из Смитсовского колледжа

Автор
Джаред Келлер , rb.ru
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе