Военный плакат. 1941–1945. Героика, трагедия и драматизм

Выставка плакатов Великой Отечественной войны, большинство которых уникальны, проходит в Школе акварели Сергея Андрияки в Москве.
В экспозиции 55 плакатов, поступивших из Государственного архива РФ, музея заповедника «Дмитровский кремль», музея-панорамы «Бородинская битва», частных коллекций Д. Захарова, А. Гордейчика, Е. Лукьяновой. В том числе 52 оригинальных. Именно их можно было увидеть на улицах советских городов в годы войны с фашизмом. Это настоящие культурные артефакты того времени.

Прежде всего отметим легендарный — «Родина-Мать зовёт!» (1941) И. Тоидзе, являющий собирательный образ русской матери, которая призывает сыновей на борьбу с врагом. Среди широко известных — «Все силы народа на разгром врага!» (1942) Я. Лернера и М. Николаева, «Партизаны» (1941) В. Прагера и И. Дорониной, «Знамя полка — честь полка» (1943) А. Кокорекина. Большинство — редкие. Или ранее вовсе не выставлявшиеся: «Юноши и девушки, защищайте свободу, родину и честь, завоёванные вашими отцами» (1941) П. Корецкого, «Изучай санитарное дело! Оказывай первую помощь пострадавшим от вражеских налётов» (1941) В. Ливановой, «Каждый комсомолец должен овладеть военной специальностью!» (1941) В. Алимовой...


Отправной пункт в экспозиции 1939 год, «атмосферу» которого воссоздают два впервые «изъятых» из архивных запасников плаката: «Если сунет враг нам рыло — с фронта будет он разбит и с тыла» и «Красный флот — зоркий страж морских границ СССР» А. Рачевского.


Конечный — 1945-й: «Ждём с победой!» и «Ждите с победой!» Н. Ватолиной, «Так оно и будет!» и «Водрузим над Берлином знамя победы!» В. Иванова, «Слава победителям!» М. Гордона, Л. Орехова и Петрова, «Победа. Берлин 1945 г.» В. Карпова.


Из представленных художников — крупный график, один из основателей петроградских «Окон РОСТА» и создателей искусства советской иллюстрации к детской книге В. Лебедев с плакатом-карикатурой «Напоролся!» (1941). Именно признанные мастера живописи, станковой и книжной графики превратили плакат в острое идеологическое оружие, внеся в него образность, изобретательность, художественный вкус.


Немало тех, кто только заявил о себе в 1930-х годах. Уже упоминавшиеся А. Кокорекин — «Первомайский привет героям фронта!», «За Родину!» (оба 1942-го), «Добьём немецко-фашистских захватчиков в их берлоге!», «Воину-победителю — всенародная любовь!», «С Новым годом, ребята!» (все три 1944-го); В. Иванов — «”Бей, коли, гони, бери в полон!” А. Суворов». (1942) и В. Корецкий, а также Л. Голованов — «Участием в третьей денежно-вещевой лотерее вы помогаете фронту!» (1943). И конечно, Кукрыниксы — М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов. На одном из их плакатов со словами С. Маршака — «Назначили народы-братья над вражьим городом свидание. При каждом их рукопожатьи трещит фашистская Германия» (1941) — изображены два приветствующих друг друга лётчика — соответственно с американским флагом и красной звездой, с самолётов которых обрушивается на Германию поток бомб. Стилистка другого в символически обобщённых образах сочетает едкую сатиру и героизм — «Били мы врага копьём, били мы врага ружьём, и теперь стальным оружьем бьём врага, где обнаружим!».


Внимания заслуживают несколько выпусков «Боевого карандаша» — издания Ленинградского Союза советских художников: «Освобождать народы — в том из веков в века есть участь благородного российского клинка», который Н. Быльев дополнил отрывками из русской народной былины «Добрыня и Змей» и казачьей песней; «Слухи — врага оружие… Гитлера скрытая речь <…> Всех шептунов — обнаруживай! Слухи — спеши пресечь!» и «О хвостах и крестах…» Н. Муратова; «Молниеносная война затяжная!» и «“Новое” в немецкой стратегии и печати» (1943) И. Астапова и В. Курдова.


Немало впоследствии известных художников служило в частях армии и флота, сражалось в партизанских отрядах — как Н. Обрыньба. Студент Московского художественного института, в начале июля 1941-го вместе с однокурсниками он ушёл добровольцем в ополчение. Под Вязьмой в октябре попал в окружение. Плен, концлагерь военнопленных. Побег. С конца августа 1942-го по 1944-й — партизанский отряд «Дубова» на Витебщине. При любой возможности, даже в лагере, брался за карандаш. Для того чтобы сохранить в памяти увиденное и пережитое. Партизанская тема стала основной в его творчестве. Примером тому — плакат «Все в партизаны!» (1943).


«В военное время пропаганду и агитацию назвали третьим фронтом, — говорит сотрудник Школы акварели Ксения Кузнецова. — Именно здесь разворачивалась битва за дух народа, которая в итоге и решила исход войны. Образ врага, как и образ народа, сплотившегося для защиты Родины, ярче всего представлен на плакатах военного времени, поднявших пропагандистское искусство на небывалую высоту.

При подготовке выставки кураторы хотели показать самые распространённые темы, которые волновали советский народ в период Великой Отечественной войны. Это и фронтовая взаимопомощь, и братство, и подготовка к воинской службе, и оказание первой помощи, и тому подобное. Художественный язык плакатов лаконичен — любовь к Родине, ненависть к врагу. Художники используют понятные широкой аудитории сюжетные образы, актуальные и для современного человека.


Одно из популярных решений — обращение к прошлому, взывание к славе минувших поколений, опора на авторитет легендарных полководцев. Яркие примеры этих мотивов — плакат “Били, бьём и будем бить” (1941) В. Серова и “Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского. Александра Суворова, Михаила Кутузова” (1942) П. Алякринского».


Развёрнутое название плакатов военного времени — не редкость: «Больше хлеба для фронта и тыла. Убрать урожай полностью» (1941) Н. Ватолиной и Н. Денисова; «Быстрее восстановим путевое хозяйство и связь в районах, освобождённых от немецких оккупантов!» (1942) В. Ёлкина; «Военный заём. Трудящиеся СССР! Подписывайтесь на Второй Государственный военный заём! Ускорим разгром гитлеровских разбойников, вероломно напавших на нашу родину!» (1943) Я. Лернера и М. Николаева; «За кровь и слёзы наших детей смерть немцам!» (1943) А. Казанцева; «Псков освобождён от немецких захватчиков!» (1944) Т. Ксенофонтова; «Трижды Герой Советского Союза, гвардии полковник А. И. Покрышкин» (1945) С. и Ст. Аладжаловых…


Дополняют основную экспозицию три агитплаката из послевоенных времени московского графика, заслуженного художника РФ М. Лукьянова: «Наследники славы гвардейцев-героев, прошедших суровой дорогой побед, мужая в рядах нерушимого строя, на страже отчизны стоят у ракет» (1976); «Взвейтесь выше, яркие ракеты! Прозвучи, салюта мирный гром! Солнечному празднику Победы всенародно славу воздаём» (1978); «Столицу собою закрыв, наши деды платили большою ценой, и стала залогом Великой Победы победа в боях под Москвой!» (1991).

…Из статьи «По освобождённой земле» Кукрыниксов, опубликованной в газете «Литература и искусство» 1 января 1944 года:

«За время войны несколько раз мы совершали поездки по фронтовым дорогам <…> встретили мы на одном из столбов наш плакат: “Под Орлом аукнется — в Риме откликнется”. Это был не первый плакат, попавшийся нам на пути. Как правило, все дороги оформлены увеличенными плакатами, панно, короткими лозунгами. Едешь на машине, и перед глазами мелькают знакомые работы товарищей — Б. Ефимова, Ю. Ганфа, Д. Моора, В. Лебедева, В. Корецкого и других. И вещи, которые на московских улицах кажутся такими привычными, здесь приобретают особое звучание, новую силу воздействия.

Особенно запомнилось нам полотнище со словами Чапаева: “Если убьют, и то головой вперёд падай”. Часто встречается лозунг: “Хочешь жить — убей немца”. Многие обращения носят деловой характер советов и инструкций проезжающим. Печатных плакатов явно не хватает, их часто приходится заменять увеличенными перерисовками газетных и “крокодильских” рисунков <…>

Мы захватили с собой несколько комплектов плакатов и “Окон ТАСС”. И надо было видеть, как жадно вырывали их у нас из рук»


15 мая 2019 года

Автор
Елена Константинова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе