Владимир Пресняков: «Сегодня популярность артиста определяют «лайки»

Прославленный саксофонист, композитор и аранжировщик Владимир Пресняков-старший не устает радовать сюрпризами.
Фото на анонсе: Сергей Пятаков/РИА Новости


Например, в этом году он выпустил альбом под интригующим названием «Гоп-стоп Jazz». С вопроса об этой пластинке «Культура» и начала беседу с именитым музыкантом.


культура: Как возникла идея записать альбом, название которого не вполне ассоциируется у слушателей с именем Преснякова-старшего? 


Фото: PHOTOXPRESS


Пресняков: Все началось с небольшого дружеского разговора. Как-то мы пересеклись с Александром Розенбаумом, который в шутку, а может быть, и вполне серьезно, заметил: «Слушай, ведь «Гоп-стоп» — это же натуральный блюз, даже скорее спиричуэлс». На что я ответил: «Я готов эту вещицу записать, но по-своему, по-блюзовому». Что в итоге и сделал. Исполнил ее медленно, проникновенно и задушевно. Вскоре после этого Александр Яковлевич ее услышал и сказал: «Все, больше эту песню я исполнять не буду, твою версию не переплюнешь».

Конечно, он решил поприкалываться, я в этом не сомневаюсь, поскольку уверен: свой коронный номер он обязательно споет. Но натолкнул меня на мысль: а почему бы не развить эту тему? Ведь в России много музыкальных произведений, близких слушателям буквально на генетическом уровне: те же «Таганка», «Мурка» или «Дочь прокурора». Так что я решил переосмыслить некоторые песни, придав им блюзовый, «тягучий» оттенок. А композицию «Вези меня, извозчик» Саши Новикова, моего друга, вообще переделал в размере 5/4 — с намеком на известный джазовый хит Дэйва Брубека «Take Five». Получилось, по-моему, весьма достойно.  

культура: Вы, как и многие музыканты эпохи СССР, родом из вокально-инструментальных ансамблей. В частности, работали в «Самоцветах». Почему, на Ваш взгляд, такое явление, как советские ВИА, оказалось нежизнеспособным? 

Пресняков: Свое веское слово сказала пресловутая перестройка. Изменились музыкальные приоритеты, пришла эпоха квартирников. Хотя я это слово не люблю, предпочитаю подобные сборища именовать сортирниками, ну или в лучшем случае форточниками.

А музыканты — народ в основе своей аполитичный. Нам надо работать, содержать семьи, и я здесь исключением не являлся. Поэтому движение ВИА под напором негласного лозунга «Мы ждем перемен» постепенно сошло на нет. Хотя, поймите меня правильно, ни единого худого слова в адрес нашего рока сказать не могу. Мне нравились «Наутилус Помпилиус», «Бригада С», «Цветы», «Машина времени», «Воскресение», «Круиз».

Кстати, примерно в это время я написал рок-оперу «Улица», ей сопутствовал успех — порядка двадцати аншлаговых представлений. Но это было скорее исключение. Пора вокально-инструментальных ансамблей все-таки прошла. Что ж, видимо, каждому плоду свой сезон.

культура: Русский рок кичился своей искренностью. Когда стало возможным говорить обо всем, наши рок-н-ролльщики считали себя чуть ли не единственным «лучом света в темном царстве». А что Вы как музыкально образованный человек вкладываете в понятие «искренность»? 

Пресняков: Это когда артист не играет упражнения или специально заученные фразы, а просто стремится исполнить музыку, именно те звуки, которые будут волновать, тревожить, теребить душу. Сегодня, увы, музыка звучит как некое фоновое сопровождение, пока мы пьем кофе, беседуем с друзьями и коллегами, покупаем что-то в магазинах. Такое музло я называю «обойным».

Помните, как сказано в фильме «Карнавальная ночь»: «Нужно, чтоб музыка тебя брала, чтобы она тебя вела, но в то же время и не уводила». На сто процентов подписываюсь под высказыванием товарища Огурцова. Искренность вообще не продается, она либо есть, либо ее нет. Но тут важно понимать: не продается до поры до времени то, что не покупается. Именно в «золотой середине» я и вижу искренность искусства — любого, не обязательно даже музыкального. Проблема в том, что сегодня популярность артиста определяют «лайки», а не естественные, настоящие эмоции.

культура: Одним из выразителей которых уже не первый год является шоу «Голос». Ну, или призвано быть таковым. Почему бы, кстати, не устроить телемероприятие под кодовым обозначением «Сыграй!» или «Исполни!» — как инструментальный конкурс в противовес вокальному. Не вариант? 

Пресняков: Это потрясающая идея, я бы ее всячески поддерживал, причем не столько в качестве члена жюри, сколько как сторонний наблюдатель. Но, увы, сегодня это совершенно невозможно. Включите телевизор в прайм-тайм — и увидите либо результаты анализов ДНК, либо какую-нибудь расчлененку.

Поэтому конкурсы, призванные выявить достойных инструменталистов страны, сегодня просто не котируются, они не рейтинговые, вне формата, как сейчас принято говорить. И надежды на то, что хоть один теленачальник рискнет взяться за подобного рода проект, у меня нет.

культура: Расскажите о Ваших творческих планах. 

Пресняков: Ой, вы знаете, как я не люблю слово «творчество», в особенности в сегодняшнем его понимании. Ведь нынче все кому не лень любят разглагольствовать о «творческих задачах», особенно выделяются «поющие трусы», как их принято называть. Ну какие у тебя, прости Господи, могут быть задачи?  

А если серьезно... Планирую с оркестром сделать программу «Кельтская сюита», довольно ответственная работа, включающая в себя 21 номер. Также хочу выпустить диск «Неоклассика», куда войдут мои произведения, написанные в академическом стиле. Еще готовится фонограмма, где мои сочинения будет исполнять ученица, саксофонистка Татьяна Ларина (как ни странно, это не псевдоним, а ее настоящие имя и фамилия). Запись — сопрано-альт саксофон в сопровождении струнного квинтета и рояля — уже практически готова. Так что планов на предстоящий год у меня, как видите, громадье (улыбается).

культура: Ну и напоследок, зная Ваше неравнодушное отношение к футболу, не могу отпустить без вопросов о главной игре с мячом. Каковы прогнозы относительно перспектив нашей сборной на предстоящем чемпионате Европы, вроде не самая простая группа нам досталась? И продолжаете ли играть сами? 

Пресняков: А как же! Два раза в неделю, как минимум. Аккурат сейчас собираюсь, благо недалеко от дома. Погодка, правда, не шепчет, видимо, придется какое-то термобелье подыскивать. Ну да ладно, не привыкать (смеется).

А что до прогнозов... Не любитель я их делать. К тому же будем до конца откровенными. С одной стороны, можно обыграть и Бельгию, футбол всегда остается футболом, законов здесь нет. А с другой — не по душе мне наше шапкозакидательское отношение, не очень оправданное после прошлогоднего относительного успеха на домашнем мундиале. Да и нелепая традиция Дзюбы отдавать тренеру честь после каждого забитого мяча кажется немного надуманной и уже приевшейся. Но не в этом дело, а в самой сути игры. Поглядим, послушаем, поболеем.

Автор
Денис БОЧАРОВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе