Живописцы, забирайте ваши кисти!

Под ударом оказались 65 живописцев, членов Ярославского регионального отделения Союза художников России. Леонид Малафеевский, заслуженный художник России, припечатал происходящее безобразие лаконично: «Это настоящая война с захватом территории и уничтожением противника. Причём война вероломная, без объявления таковой». О том, что над ними нависла угроза, живописцы даже не подозревали. Напротив, строили серьёзные творческие планы на будущее: в 2013 году Ярославское отделение Союза художников, старейшее в России, отметит 80-летие.
В связи с круглой датой появились интересные задумки о том, как мастерам палитры вписаться в городскую среду, достойно отметить свой юбилей. Однако приятные раздумья прервал звонок журналиста, присут­ствовавшего на последнем заседании муниципалитета: он поинтересовался, как художники относятся к тому, что их собираются выгнать на улицу? 
– А мы и не знали ничего, – разводит руками председатель Ярославского регионального отделения Союза художников Александр Александров. – Самое неприятное, что мы до сих пор не имеем никакой официальной информации. Никто из представителей мэрии и депутатов муниципалитета не счёл нужным спросить наше мнение. Что же случилось? Попытаться разобраться в ситуации мы можем, только отталкиваясь от слов самих художников, поскольку звонок в КУМИ (комитет по муниципальному управлению имуществом, на чьём балансе находятся творческие мастерские) ничего не прояснил. Милый женский голос вежливо проинформировал меня, что «комментарий по данному вопросу даёт только руководитель Валерий Андреевич Ушков, а его сейчас нет».
 – Впрочем, скорее всего, его не будет и в течение дня, а также завтра и послезавтра, – чётко очертила границы присутственных часов своего руководителя секретарь КУМИ. 
Самим художникам известно следующее: представитель КУМИ поднял на заседании муниципалитета вопрос о приватизации и дальнейшей продаже ряда творческих мастерских. Для мастерских, над которыми пока не завис дамоклов меч приватизации, существенно – в разы – подорожает арендная плата. 
– Мастерские начали строить в начале 70-х годов по постановлению Правительства СССР по всей стране, – вспоминает народный художник России Владимир Ульянов (на снимке). – Мастерские на улице Суркова, одну из которых занимаю я, были построены по распоряжению Фёдора Ивановича Лощенкова, бывшего в то время первым секретарём обкома КПСС, как образцово-показательные: сюда во времена существования «железного занавеса» приводили иностранные делегации. Мастерская у Владимира Александровича элитная – в центре города, площадью 80 квадратных метров, потолки 4,5 метра. Но народный художник Ульянов готов доказать своё право работать именно здесь. В качестве веских аргументов он показывает памятные медали за участие в республиканских и союзных выставках, награды от церкви «За жертвенное служение», почётный знак города Ярославля, едко интересуется: «Это чего-то стоит?!» 
По иронии судьбы буквально две недели назад Владимир Александрович получил денежную признательность за своё творчество от Президента страны, постановившего выплачивать представителям творческой интеллигенции, удостоенным звания «народный», по 120 тысяч рублей ежегодно. 
– Президент, получается, наградил, а мэрия из мастерской гонит! – негодует художник. Наиболее типичная мастерская – метров 40, стандартная «двушка». Достаточно частое явление, когда мастерская превращается в творческую «коммуналку»: по одному адресу в Заволжском районе «прописаны» вообще 17 человек. 
Собственностью художника мастер­ская не является. Здесь цепочка такая: Союз художников арендует мастерские у города, КУМИ, а художники в свою очередь заключают договор об аренде с союзом. 
Вопрос о предоставлении мастерской тому или иному живописцу решается на правлении Союза художников. 
Теперь о деньгах. Ведь именно низкая аренд­ная плата послужила тем камешком, который обрушил лавину скандала. Коммунальные платежи, сравнимые по стоимости с квартплатой, художники оплачивают из своего кармана. А арендную плату – порядка миллиона рублей в год за все мастерские (их 78) – городу оплачивает Союз художников. Плата невелика, согласны члены правления, но такие льготы для представителей живописного цеха были установлены прежним руководством города. 
– Надо понимать, что Союз художников не является коммерческой организацией, – говорит председатель регионального отделения Александр Александров. – Более того, художник – единственный представитель творческой интеллигенции, который вообще не получает никакой заработной платы за свой труд. Мы – общественная организация, которая выживает за счёт собственного энтузиазма, проводя при этом огромную выставочную, социально ориентированную работу. 
– 24 выставки в год – это не шутки! – убеждён заслуженный художник России Андрей Жевакин. – А ещё надо учесть выставки за пределами Ярославля – в Тутаеве, Угличе, Рыбинске, участие в республиканских, российских, международных выставках! Везде и всегда члены Ярославского союза были на хорошем счету. Ярославские живописцы, а их в союзе двести человек, бьют тревогу. Написали письма с просьбой разобраться в ситуации президенту и премьер-министру страны, в Министерство культуры и Союз художников России, в Совет Федерации и лидерам всех крупных политических партий, поставлены в известность руководители города и области. Члены правления собираются принять участие в заседании муниципалитета, чтобы отстоять своё право творить. 
Некоторое время назад подобный прецедент с шариковским намерением «отнять да поделить» был и в Москве – тогда конфликт разгорелся вокруг знаменитых мастерских на Масловке, но тогдашний руководитель города Юрий Лужков однозначно занял позицию творческой интеллигенции, мастерские отстояли. 
В ряде регионов власти вовсе освобождают живописцев от арендной платы за мастерские. Заботиться о городском бюджете надо, спору нет, но не в ущерб же творчеству. 
 Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе