Зельфира Трегулова: «Нам не хватает Булатова, Кабакова и Виноградова»

Генеральный директор Третьяковской галереи — о том, зачем дарить картины иностранцам и почему музей спустился в метро.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков


С утверждением, что сейчас стало модно ходить в музей, вряд ли кто-то поспорит. Ряды интересующихся живописью растут с каждым днем. Очереди у дверей Третьяковской галереи, раскупленные в считаные часы билеты на Серова и Айвазовского — тому подтверждение. О том, чем еще удивит посетителей Третьяковка, «Известия» расспросили генерального директора галереи Зельфиру Трегулову. 


— Зельфира Исмаиловна, Третьяковка за последний год стала центром притяжения не только для знатоков искусства, но и для тех, кто только хочет приобщиться к нему. Очереди на выставки — обычное дело. Только что завершился показ шедевров из собрания Пинакотеки Ватикана. Что будет потом?

— В апреле мы покажем экспозицию работ Зинаиды Серебряковой. Это будет показ лучших работ художницы, собранных из многих музеев и частных собраний. С акцентом на русский период. Ее картины уже выставлялись в Третьяковской галерее в 2014 году. Сейчас мы представим не только портреты и пейзажи, но еще и серию работ, посвященных театру, в частности Мариинскому. Зинаида Серебрякова участвовала в работе над росписью здания Казанского вокзала в Москве. На выставке будут также показаны эскизы к этой работе.

— Какие еще выставки готовите?

— Мы открыли масштабнейшую выставку «Оттепель», которая рассказывает о советском искусстве. Вернее, она посвящена не искусству, а мировосприятию людей периода оттепели и тому, как это отразилось на поэзии, прозе, драматургии, театре, кино, музыке, архитектуре, дизайне и живописи.

Этот проект мы делали параллельно с Пушкинским музеем и Музеем Москвы. На своих площадках они готовят собственные экспозиции на ту же тематику. ГМИИ имени Пушкина представит выставку «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968», а Музей Москвы — «Московскую оттепель: 1953–1968». Также свой проект представит парк Горького.

— Почему такие крупные институции одновременно обратились к этой теме?

— Наверное, потому, что эта тема очень важна сегодня. Мы, не сговариваясь, сделали эти проекты. И только когда они были уже на довольно продвинутой стадии, узнали, что делаем выставки параллельно. В итоге мы решили объединиться в совместный масштабный фестиваль «Оттепель: взгляд в будущее», который также включает образовательные и культурные мероприятия: лекции, чтения, кинопоказы.

— Обычно музей хочет выделиться на фоне конкурентов, а тут такое единение...

— А нас хотят разъединить? Зачем? Напротив, мы объединяемся.

— Чем еще удивит Третьяковская галерея на Крымском Валу?

— 19 апреля у нас откроется первая в России ретроспектива Джорджо де Кирико. Это знаменитый итальянский живописец, один из крупнейших мастеров авангарда, основатель движения метафизической живописи. В Москву привезут порядка сотни его работ. В проекте участвуют Фонд Джорджо и Изы де Кирико, Центр Помпиду (Париж), Музей Виктории и Альберта (Лондон), Национальная галерея нового и современного искусства из Рима, Музей нового и современного искусства Тренто и Роверето (Италия) и ГМИИ имени Пушкина.

— А к 100-летию революции что-либо планируете?

— Как же! Планируем большую выставку под названием «Некто 1917». Она откроется в здании на Крымском Валу в сентябре. Будет показан очень точный срез того, что происходило в 1917 году в искусстве. Случилась Февральская революция, потом были июльские события, затем октябрьский переворот, но многие художники, работавшие в это время, не осознавали масштаба происходящего. И в той же мере не осознавали его последствий.  

Поэтому очень интересно проанализировать, как реагировали на эти события представители авангарда, уже осуществившие революцию в искусстве или художники-реалисты, которые исповедовали идею избранности России, ее особого пути. А также как оценивали перемены те, кто просто закрывался от происходящего и прятал голову в песок.

— Можно назвать имена художников, работы которых показаны в этой экспозиции?

— Буду представлены работы Кандинского, Петрова-Водкина, Нестерова. А из лондонской галереи Тейт привезут Малевича. Затем мы планируем сделать очень интересную выставку Дейнеки и мексиканских художников-муралистов — это Диего Ривера, Хосе Сикейрос, Хосе Ороско. Работы мексиканцев будут представлены в сопоставлении с нашим монументализмом. 

Александр Александрович Дейнека — величайший художник минувшего века, не менее уникальный, чем Сикейрос или Ривера. Кстати, фрагменты самых ярких его работ были представлены в поезде метро, который курсирует сейчас по Кольцевой линии подземки в Москве.    

— Зачем Третьяковская галерея спустилась в метро?

— Это эксперимент. Если хотите, это вызов тем, кто считает, что разговор об искусстве должен быть сложным и скучным, основанным на детальном рассказе об исторических фактах. 

Мы представили наши картины крупными яркими фрагментами. И люди, рассматривая эти произведения, захотят узнать, что это за картина, почитать про художника. А может, их увлечет эпоха, в которую он творил. Наверняка после такой поездки люди придут в выходной в Третьяковскую галерею. Этот проект в метро — еще и мощная образовательная программа, главная задача которой привлечь людей в галереи.

— Не так давно в дар Центру Помпиду в Париже было передано более 350 работ 65 современных русских художников. С чем связана такая щедрость?

— В Париж из России отправилась большая коллекция русского современного искусства. Это собрание произведений художников последних 30–40 лет, которые были приобретены по инициативе и на средства Фонда Потанина. Часть картин была подарена Центру Помпиду российскими коллекционерами. Занималась этим проектом директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова. 

Откуда такая щедрость? Дело в том, что нас нет на мировой карте современного искусства. Наших художников нет в коллекциях крупнейших музеев мира. И такой дар — это возможность России заявить о своей роли в истории искусства прошлого века.

Но, впрочем, большое количество иностранцев, прибывающих в Москву, вполне жалует Третьяковскую галерею на Крымском Валу, где как раз находится русское современное искусство. И те, кто хочет познакомиться с ним, приходят к нам.

— То есть, чтобы нас знали в мире, надо делать дорогие подарки?

— Да. Понятно, что у меня кошки скребут на душе — лучше бы «Слава КПСС» Эрика Булатова украсила залы Третьяковской галереи. Нам этой работы не хватает. Как, впрочем, и ряда других полотен, которые оказались в Париже. Зато какие-то художники у нас есть благодаря коллекционеру Леониду Талочкину.

Но если смотреть в будущее, я считаю, намного важнее, чтобы эта обширная коллекция была бы в Центре Помпиду и вступала в диалог с собранием русского авангарда, которое находится там же.

— Теперь их коллекция русского актуального искусства сопоставима с вашей?

— Нет, конечно. Туда отправили 350 полотен, а только вдова Леонида Талочкина два года назад подарила Третьяковке более 2 тыс. произведений из его коллекции. И, получив эту коллекцию, Третьяковская галерея стала самым серьезным музейным собранием современного искусства. 

А еще в фонды галереи влились выдающиеся коллекции Георгия Костаки, чья коллекция стала основой нашего собрания русского авангарда. А Алексей Сидоров невероятно обогатил наше собрание графики. Конечно, у нас есть достаточно серьезные лакуны. Нам не хватает работ Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Дубосарского, Виноградова. Ждем...



Справка «Известий»

По окончании аспирантуры исторического факультета МГУ Зельфира Трегулова курировала международные выставки русского искусства во Всесоюзном художественно-производственном объединении Е.В. Вучетича, заведовала отделом зарубежных связей и выставок. Работала на руководящих должностях в ГМИИ имени Пушкина и музеях Московского Кремля. С 2013 года возглавляла Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО. С 2015-го — директор Третьяковской галереи.
Автор
Зоя Игумнова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе