Выйти из тени

Одна из функций любого музея — расставлять точки над «i»: исследовать вверенный ему период искусства, отделять значимое от посредственного, делать акценты и доносить до зрителя результаты. Московский музей современного искусства в последнее время с этим справляется неплохо. За полгода помимо постоянно сменяющихся проектов здесь прошли ретроспективы Леонида Сокова и Виталия Пушницкого. А 23 августа, к началу нового сезона, в залах на Петровке откроется выставка Сергея Алферова.

Художник из плеяды нонконформистов, участник всех главных неофициальных выставок 1970-х годов («бульдозерной», в лесопарке Измайлово, в павильоне «Культура» на ВДНХ), один из основателей живописной секции при Московском городском профсоюзном комитете художников-графиков и постоянный участник знаменитых вернисажей на Малой Грузинской, Алферов входил в круг советских неформалов от искусства вместе с Целковым, Рабиным, Немухиным, Плавинским, Яковлевым, но по сравнению с ними в наши дни оказался в некоторой тени. Даже во время коллекционерского бума 2000-х его работы практически не появлялись на аукционах и лишь изредка попадали на сборные выставки. Нынешний показ — первая музейная ретроспектива, да и вообще первая серьезная выставка художника: две сотни произведений, в основном из частных собраний, выполненных в разных жанрах и техниках, — живопись, графика, художественные фотографии, — дают возможность в полном объеме представить все этапы его творческого пути.

Название выставки — «ИзоМифология» — точно отражает не столько сюжеты работ (они разнообразны — на холстах и листах то порхают бабочки, то являются антропоморфные персонажи, а то выстраиваются замысловатые абстрактные конструкции), сколько само отношение Алферова к своему творчеству. Знакомые, бывавшие в его мастерской, описывали художника как полудервиша-полухиппи, сидящего на полу, медитирующего под восточную музыку или джаз в окружении разбросанных незаконченных листов, на которых изобразительными средствами творился его собственный миф.

У этого мифа — прочная сказочно-декоративная восточная основа, усвоенная с детства (Алферов родился в Ташкенте и приехал в Москву в начале 1970-х). В нее вплеталась вся мировая философия и личные духовные поиски (он часто уезжал в горы, исходил весь Памир и встречался с местными мудрецами в поисках мистических откровений). По собственному признанию художника, сильное влияние на него оказала дружба с Анатолием Зверевым, от которого Алферов перенял главное — внутреннюю свободу, прорывавшуюся в их живописи вопреки внешним ограничениям.

Ирина Осипова

Эксперт

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе