Выставка «Музей. Взгляд фотографа»: В Белом зале Пушкинского теснятся фотографии

Пушкинский музей открыл очередную — и последнюю — выставку, посвященную своему столетию. «Музей. Взгляд фотографа» втиснули в Белый зал, особенно не церемонясь с двадцатью девятью авторами.

В конце торжества полагается сфотографироваться. Действие на празднике не основное, но важное. По-человечески понятно, что последней выставкой юбилейной программы Пушкинского стала фотографическая, удивительно только, что для работ 29 авторов, отобранных куратором, не нашлось отдельного зала и внятной концепции.

«Музей. Взгляд фотографа» поместили на самое почетное место. «Это надо же! Белый зал!» — восклицал Виктор Ахломов, чьи фотографии смотрящих на Джоконду (в 1974 году) висели прямо в экседре, можно сказать, музейном алтаре, где не раз помещали абсолютные живописные шедевры.

Однако в парадном зале работы фотографов и художников, работающих с фотографией, стали подселенцами. Здесь уже проходит выставка про биографию музея, и она трагическая, потому что музей пережил ужасное столетие русской истории — две мировые войны, революция, национализация, ужасы сталинской идеологии, перестроечная бедность. И как ни старались организаторы исторической выставки сделать ее благостной, материал сопротивлялся и победил.

Так что сотня фотографий «Музей. Взгляд фотографа» попала в тяжелое соседство с хроникой на мониторах, картинами, переписанными текстами и добавила в этот с трудом держащийся вместе визуальный набор собственные проблемы.

Выставка выстроена по четкому и нехитрому плану — тематически. Раздел, представляющий современных художников, говорящих не о музее, а о своих взаимоотношениях с классическим искусством, — тондо из «Последнего восстания» группы АЕС+Ф, компьютерные герои Ольги Тобрелутс, «Парфенон» Франциско Инфанте — переходит в раздел про здание, где маги архитектурной фотографии Игорь и Юрий Пальмины представлены не по заслугам скромно. Смена тем, жанров и стилей происходит так быстро, что зрительский глаз не успевает перенастроиться.

Утонченная, исключительно культурная фотографика Екатерины Голицыной обитает в непосредственной близости с работой Михаила Каламкарова, сумевшего обнаружить в запасниках музея скульптуру до смешного попсовую. Томности, красивости и туманности фотохудожников Владимира Клавихо-Телепнева, Дмитрия Орлова, Георгия Колосова и Андрея Чежина находятся в опасной физической близости с бодрыми и сентиментальными фоторепортажами Алексея Мякишева, Эмиля Гатауллина и ерника Андрея Безукладникова.

В общем, фотографов в столетние стены пустили, но так, чтобы не забывали: в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина главным является сам музей, а не приглашенные к юбилею и их искусство. Остается пожелать участникам выставки взять реванш на будущих персоналках в Пушкинском. Некоторые этого уже достойны.

Ольга Кабанова

Ведомости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе