В Петербурге открылась выставка "Портрет поэта", посвященная А.С.Пушкину

Два наиболее известных прижизненных портрета Александра Сергеевича Пушкина были написаны в один год – 1827-й. Автору одного, Оресту Кипренскому, поэт выразил благодарность в стихах: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». О другом, кисти Василия Тропинина, написала московская газета «Телеграф». Критик посетовал на то, что «физиономия Пушкина так изменчива, что трудно предположить, чтобы портрет мог дать о ней истинное понятие». Это мнение отчасти иллюстрирует и выставка, которая открылась в день памяти поэта в Петербурге – в последней квартире Пушкиных, на Мойке, 12. Рассказывают «Новости культуры».
Выставка «Портрет поэта» задумана как замкнутый жизненный круг. Экспозиция открывается изображением юного Пушкина. Таким его, четырнадцатилетним, увидел учитель рисования Царсосельского лицея – Сергей Чириков. Рядом картина Кипренского – хрестоматийное изображение поэта. Но особый интерес посетителей вызывают неожиданные портреты. Как, например, «Пушкин в шляпе».

«Пушкин недавно женился, они с женой Натальей Николаевной живут на даче в Царском селе, именно там неизвестный нам художник создал этот портрет, – рассказывает директор всероссийского музея А.С. Пушкина Сергей Некрасов. – Надо сказать, что в начале ХХ века возникли споры: все таки, Пушкин ли это? Мы не знаем изображения Пушкина в шляпе, обычно он ходил в цилиндре».

Впервые эту работу решились выставить только в конце прошлого, ХХ века – когда окончательно убедились, что это действительно Пушкин. В такой летней шляпе поэта видели современники – в Москве. Но, всё же, достовернее, как считают исследователи, Александр Сергеевич изображен на известной картине Тропинина, на которой Пушкин сидит в домашнем халате. Она осталась в музейном зале, а на этой, временной выставке, впервые представлены наброски к портрету. И еще один уникальный подготовительный рисунок – к картине «Парад на Марсовом поле» Григория Чернецова. Это единственное документальное свидетельство о росте Пушкина – по современному исчислению – 1 метр 66 сантиметров. Но всё же, как утверждают знатоки, ни один портрет абсолютно точно не передает реальный облик поэта.

«Это собирательный образ должен быть, – считает потомок А.С.Пушкина Николай Данилевский. – Каждый художник вносит свою лепту и поэтому, только отсмотрев всю экспозицию, можно составить впечатление. Поэтому в этом плане эти выставки очень интересны».

В последней витрине – посмертная маска поэта. Именно она стала для многих художников единственным достоверным образцом для создания портретов и скульптур. Однако большинство работ, выполненных после смерти Пушкина – это, скорее, не стремление к физиономической точности, а попытка придумать художественный образ.

Новости культуры
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе