В ГМИИ имени Пушкина показывают «Пять веков итальянского рисунка»

Главная ценность выставки — рукопись Леонардо да Винчи «Кодекс о полете птиц» Собрание итальянской графики в ГМИИ им. А.С. Пушкина насчитывает около 3 тыс. листов. Для выставки «Пять веков итальянского рисунка» отобрали 250. Их показ приурочен к выходу трехтомного каталога-резоне итальянской графики в собрании ГМИИ, подготовленного Мариной Майской. Книга охватывает творчество художников начала XVI – XX веков.
При отборе отказались от принципа «как можно больше авторов» ради стремления представить одного художника с разных сторон. На Волхонке можно увидеть по 3–4 рисунка Пармиджанино и Пиранези, Карпаччо и Пальмы Младшего. Показаны разные школы, а в Италии был что ни город, то свое направление. По соседству с учителями расположились ученики. Так, рядом с работами венецианца Тьеполо показывают рисунки его последователя, болонца Гаэтано Гандольфи (1734–1802). Другой великий венецианец, Веронезе, представлен «Пиром в доме Симона Фарисея».

Здесь есть и редкие авторы, чью живопись вряд ли найдешь в российских музеях. Например, на колоннаде можно увидеть этюды для фигур двух летящих путти Помпео Батони (1708–1787). В свое время он был едва ли не самым популярным автором в Риме, его даже сравнивали с Микеланджело и Рафаэлем. Портреты ему заказывали многие путешественники, охотнее всех — англичане. Потому большая часть его полотен хранится сегодня в английских собраниях, причем частных. Но и в Италии много его картин, ведь Батони постоянно рисовал по заказу Церкви (он один самых тонких религиозных живописцев эпохи), а также для местной знати. Деньги были нужны: в 1740-х Батони остался вдовцом с пятью детьми на руках. Впрочем, бедность все равно настигла его к концу жизни, когда заказчиков поубавилось, а художник стал слепнуть.

Помимо графики известных авторов эпохи Возрождения и наследовавших ему мастеров барокко и маньеризма (в этом разделе особенно хорош Таддео Цуккаро), на Волхонке показывают рисунки модернистов. Например, «Поэта и музу» лидера «метафизической живописи» Джорджо де Кирико, а также одного из самых известных футуристов — Фортунато Деперо, того самого, что делал по заказу «Русских сезонов» декорации для «Соловья» Стравинского. Балет в его версии так и не был реализован, да и все сотрудничество Дягилева с футуристами было скомкано мировой войной.

«Вариация на тему «Движение птицы» Деперо выглядит эпиграфом к главной ценности выставки — рукописи Леонардо да Винчи «Кодекс о полете птиц». Тетрадь, состоящая из 18 листов, датируется 1505–1507 годами. Помимо записей, посвященных принципам полета птиц и обоснованию возможности воздухоплавания, здесь есть и рисунки «не по делу» вроде пейзажей и портретов (в одном подозревают автопортрет).

Тетрадь показывают в обрамлении внушительных декораций, с обширным сопроводительным текстом. Но публике доступны, собственно говоря, только две страницы Леонардо. Целиком рукопись можно увидеть лишь на двух экранах, стоящих тут же. Иначе говоря, сам факт привоза тетради оказывается важнее образовательного эффекта, для него эти же отсканированные листы достаточно было выложить в интернет.

Правда, в истории «Кодекса о полете птиц» есть и русская составляющая. В конце XIX века рукопись оказалась в руках сибирского золотопромышленника Федора Сабашникова. Тот решил подарить кодекс королю Италии Умберто I, сделав для себя факсимильные копии.

Такими жестами тогда увлекалась российская аристократия и купеческая элита. В центре Лозанны возвышается огромный дворец искусств, построенный в XIX веке на деньги Рюмина (он так и называется — «пале Рюмин», с ударением на последний слог), а во Флоренции можно увидеть памятник Демидову, вложившему немало средств в развитие флорентийской культуры.

Но предугадать историю невозможно. Не вывез бы Сабашников задолго до революции культурную ценность из страны, так большевики продали бы ее в 1920-х какому-нибудь Хаммеру — вместе с шедеврами из Эрмитажа. С другой стороны — если бы так много не вывозили и на сторону не жертвовали, может, и революции не было бы?

Итальянская зима в ГМИИ продолжится и в дальнейшем. 14 декабря на Волхонке откроется выставка произведений выдающегося мастера Ренессанса Лоренцо Лотто, где представят картины из собраний городов провинции Марке, важнейших в истории искусства, — Анконы, Урбино, Асколи-Пичено, Пезаро.

Известия
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе