Уникальная коллекция живописи, собранная Элием Белютиным, перейдет в собственность государства

Уникальная коллекция произведений XV – XVII веков в обычной московской квартире. Знаменитый художник-авангардист Элий Белютин, продолжая дело своих предков, долгие годы хранил шедевры западноевропейского искусства. Собрание пережило войну, время «лихих 90-х». В прошлом году Элий Белютин ушел из жизни. Бесценную коллекцию ждет новая прописка. Рассказывают «Новости культуры».
1 апреля 2013 года Нина Михайловна Молева перестанет быть владельцем самого крупного частного собрания живописи в нашей стране. Коллекция, хранящаяся в ее квартире, оценивается в сумму от нескольких сотен миллионов до 2 миллиардов долларов.

«Это Рембрант, – показывает Нина Молева. – Вот это – когда приехали итальянские специалисты, то с ними была буквально истерика – это молодой Микеланджело. У нас еще один есть там Микеланджело».

Здесь Рубенс и Ван Дейк, там Эль Греко и Леонардо да Винчи, показывает свое жилище Нина Михайловна. Коты, живущие с ней в квартире, к посетителям привыкли. Прячутся от греха подальше – к Рембранту поближе.

«Это картина, которую вы все знаете, это эскиз к «Вакханалии» Рубенса, которая висит в музее изобразительных искусств, но это эскиз», – поясняет Нина Молева.

Несколько недель назад в этой квартире побывали высокопоставленные чиновники из Кремля. И сообщили, что просьба, с которой она обратилась к президенту, удовлетворена. Это была мечта всей ее жизни, и ее мужа, знаменитого советского авангардиста Элия Белютина, его не стало в феврале прошлого года.

«Я вступила в права наследства и написала, выражая нашу общую волю, завещание, что вся эта коллекция, насчитывающая 155 лет, она передается России в лице ее президента», – говорит Нина Молева.

В распоряжении, подписанном Владимиром Путиным, говорится, что согласно просьбе нынешнего владельца Нины Михайловны Молевой к 1-му апреля коллекция перейдет т в собственность государства. На безвозмездной основе, но с одним условием.

«Она категорически против того, чтобы разрозненные части оказались в различных российских музеях, пусть даже в самых знаменитых, – рассказывает советник Президента РФ по вопросам культуры Владимир Толстой. – Поэтому тем же поручением президента Росимущество, управление делами президента подыскивает какие-то варианты возможности размещения этой коллекции в каком-то приспособленном отдельно стоящем здании, помещении».

У подъезда дома, где живет Нина Молева, теперь круглосуточно дежурит полиция. Жильцов из квартиры сверху мэрия переселила еще несколько лет назад – чтобы не затопило шедевры.

Основатель коллекции - дед ее мужа Элия Белютина Иван Гринев. Выходец из простой семьи из Галича, он, по словам Нины Михайловны, зарабатывал тем, что создавал декорации в московской конторе императорских театров. И, говорят, неплохо зарабатывал.

«Он ездил в Европу и там на аукционах, на распродажах личных коллекций приобретал те вещи, которые ему советовали Коровин, Головин, то есть те художники, с которыми он работал», – рассказывает Нина Молева.

После революции и до 49-го года коллекция хранилась в тайнике. Позднее, по словам Нины Молевой, советские власти почему-то не проявляли к ней интереса, хотя прекрасно знали, какие сокровища хранятся в обычной московской квартире.

«Всегда были у нас двери широко распахнуты, приходила молодежь, – вспоминает Нина Молева. – Например, стул, на котором вы сейчас сидите, на нем сидел Фидель Кастро».

Сейчас в этой квартире более 1000 экспонатов музейного уровня. По словам Нины Молевой, она всегда знала, что рано или поздно с этими вещами придется расстаться. Начиная собирать коллекцию, Гринев, по ее словам, с самого начала собирался создать именно общедоступный музей. Просто его открытие растянулось на более, чем 150 лет.

Новости культуры 
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе