Цвет времени в живописи и графике Владимира Милашевского

Государственный музей А.С. Пушкина, Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля, Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского, при участии частных коллекционеров, представляют выставочный проект

Цвет времени в живописи и графике Владимира Милашевского

К 125-летию со дня рождения художника


С 14 декабря 2018 г. до 10 февраля 2019 г. в Государственном музее А.С. Пушкина ул. Пречистенка, 12/2 (ст.м. «Кропоткинская»)


Известный русский художник, график, иллюстратор, мемуарист Владимир Милашевский (1893–1976) прославился своими изумительными иллюстрациями к русской и зарубежной классике, к сказкам А.С. Пушкина и «Коньку-Горбунку»  П.П. Ершова. 

На книгах с его рисунками выросло не одно поколение. Художник оформил около 100 книг для детей и юношества, иллюстрировал десятки произведений классиков русской и мировой литературы. А вместе с тем, Владимир Милашевский был еще и интересным живописцем, портретистом, а также одним из организаторов и идейных вдохновителей новаторской группы молодых московских художников конца 1920-х годов, провозгласивших в свое время принцип раскованности натурного рисунка, так называемый стиль «спонтанного» письма. Однако, эта сторона творчества В.А. Милашевского знакома публике не так хорошо, как его иллюстраторское искусство. Сделать же и ее достоянием широкого круга зрителей, поможет объединенный выставочный проект, подготовленный к 125-летию художника тремя российскими музеями, которые хранят в своих фондах самые большие коллекции работ Милашевского. К участию в нем привлечены также частные коллекционеры.

На выставке будет представлено более 170 работ Владимира Милашевского разного периода – самые ранние рисунки помечены началом 1920-х годов, последние – серединой 1970-х. Часть экспонируемых работ широкая публика увидит впервые.

«Мы развивались без учителей, нас учил воздух эпохи», − так написал о своем поколении Владимир Алексеевич Милашевский, русский художник,.

Творческая биография мастера хорошо изучена. Первые уроки живописи он получил в 1906-1907 годах в Саратове в Боголюбовском рисовальном училище у В.Коновалова, с 1911 по 1913 год учился в Харькове в студии А.Грота и Э.Штейнберга, а завершил свое образование художник в Петербурге в ВХУ при Академии художеств на архитектурном отделении у Н.Бруни, А.Творожникова, Г.Залемана и А.Маковского. После окончания училища в 1915 году Владимир Милашевский два года работал в «Новой художественной мастерской» под руководством М.Добужинского, Е.Лансере и А.Яковлева. Впервые рисунки художника широкая публика увидела на выставке в Петрограде в 1921 году.

С 1924 года Владимир Милашевский жил в Москве. В 1929–1931 годах, как теоретик и один из создателей творческой группы «13» (в нее в разное время входили Татьяна Маврина, Николай Кузьмин, Антонина Сафронова, Борис Рыбченков, Давид Бурлюк и другие молодые художники), участвовал в групповых выставках. Милашевский и его творческие единомышленники исповедовали принципы «темпового рисунка» – экспрессивного, мгновенного натурного рисунка, без предварительного наброска, с одновременными непосредственностью и остротой.

В этот же период Милашевский создает цикл портретов известных писателей. В начале 1930-х годов Московское товарищество писателей заказало ему разработку общего дизайна недорого типового издания. Обязательным элементом художник предложил графический портрет автора представляемого произведения. Таких портретов Милашевский создал около сорока. Часть из них хранится в Воронежском областном художественном музее им. И.Н. Крамского, который владеет сегодня одной из крупнейших коллекций В.А. Милашевского. Когда-то художник сам передал в дар воронежской галерее, где в 1966 году состоялась его первая персональная выставка, значительную часть своих графических и живописных работ, сочтя, что в огромных столичных музеях многим произведениям уготована была бы судьба «пылиться в запасниках».

История портрета Исаака Бабеля, который будет представлен на выставке в Музее А.С. Пушкина на Пречистенке, сохранилась в мемуарах самого художника. Обычно, садясь портретировать, Милашевский мгновенно рисовал человека, без всяких поправок и набросков. Кстати, писал портреты он по-разному, в том числе и – авторское ноу-хау! – обычной серной спичкой. Спичку поджигал, гасил, макал в тушь и зарисовывал быстрыми мазками. С портретом Бабеля что-то пошло не так: «Вроде, как бы, что-то получилось в смысле ловкого «бега линий», быстроты их нанесения на бумагу, вкусных ударов… Но, увы, чего-то последнего, исключительно присущего только одному человеку – писателю Бабелю – не было! Всё «двоюродный брат», хихикая, смотрел на меня из-за бега моих линий…» – вспоминал Владимир Милашевский. Ситуацию спасла появившаяся вдруг «какая-то девочка с пухлыми губами», со светлыми косичками, словно из славянской сказки. Милашевский сказал ей: «Стой! Я тебя сейчас нарисую!». И, перевернув лист, на обороте «двоюродного брата», художник за 5 минут нарисовал лёгкий, артистичный портрет, которым потом восхищались и Бабель, и сам автор.


В.А. Милашевский. Портрет Исаака Бабеля. 1933. Бумага, тушь, спичка, сепия.


В книжную графику Владимир Милашевский пришел в 1932 году, после распада организованного им выставочного объединения «13». По идеологическим причинам было запрещено экспонировать на выставках произведения художников группы. Многих из «13» ждала судьба изгоев. Только оформление книги дало им возможность работать и быть свободными в творчестве. Милашевский назвал «чудом», что каждый из них «оказался иллюстратором» и таким образом смог раскрыть свой творческий потенциал.

Особую известность принесли Милашевскому книги, оформленные им в издательстве «Academia», с которым он сотрудничал с середины 1930-х годов. Среди них: «Бег» П. Скосырева (1930), «Страница большой книги» Л. Аргутинской (1932), «Кара-Бугаз» К. Паустовского (1933), «Записки Пиквикского клуба» Ч. Диккенса (1933). «Село Степанчиково и его обитатели» Ф. Достоевского (1935). Иллюстрировал он и произведения западных классиков: О. Бальзака, Э. Т. А. Гофмана, роман Г. Флобера «Мадам Бовари» (1947) и другие. «Утонченным наслаждением современного интеллекта» художник называл иллюстрацию «без натуралистических подробностей». По мнению самого художника, это было время расцвета его творчества. Художник создавал иллюстрации в виде «неких импровизаций, запечатления первых зрительных образов, пробуждаемых в сознании при чтении текста». Они привлекали внимание критиков, заставляли говорить о Милашевском как об иллюстраторе, имеющем свой стиль и почерк.

К сказкам Милашевский обратился почти случайно. Один из художников, который должен был иллюстрировать юбилейное издание сказок А. С. Пушкина к 150-летию поэта, не смог по каким-то причинам этого сделать. Тогда к работе привлекли Владимира Милашевского. Превосходные рисунки к пушкинским сказкам получили высокую оценку. С них началось многолетнее увлечение художника «сказочной» иллюстрацией. Подлинной его удачей стали рисунки к «Коньку-Горбунку» П.П. Ершова. Иллюстрировать сказки Милашевский продолжал до конца своей жизни.


В.А. Милашевский. Иллюстрация к повести "Метель" А.С. Пушкина. Владимир въезжает в Шадрино. 1970-е. Бумага, акварель, тушь, перо, белила.


В 1963 году художник подготовил новые иллюстрации к пушкинской «Сказке о Попе и о работнике его Балде». В собрании московского музея А.С. Пушкина хранится более 40 иллюстраций к этой сказке. Созданный Милашевским образ Балды органично связан с народным представлением о сильном герое, мастере на все руки, способном побеждать зло. Здесь художник воспользовался изобразительными приемами лубочных картинок: Балда наделен богатырским телосложением, одет в яркую кумачовую рубаху, что эффектно выделяет его среди других персонажей сказки.

Особое место в творчестве Милашевского заняли «Повести Белкина», над которыми он работал в 1970-е годы. В собрании ГМП хранится более 70 его рисунков, часть из которых была передана самим художником, другие поступили в дар от его вдовы, А.И. Милашевской.

При создании иллюстраций к пушкинским повестям художнику пригодилось знание русской дворянской архитектуры. Это дало возможность свободной импровизации в изображении, например, усадьбы Муромского в великолепных и тонких, тушью и одноцветной акварелью рисунках к повести «Барышня-крестьянка».

Образ старой Москвы органично возникает в иллюстрациях к «Гробовщику», на одной из которых художник изобразил и самого поэта возле дома Василия Львовича Пушкина на Старой Басманной улице.


В.А. Милашевский. Пушкин, идущий по Старой Басманной. 1970-е Бумага, акварель, тушь, белила.


Судьба художника Владимира Алексеевича Милашевского сложилась «в духе времени», тем более что на долю его поколения выпали серьезные испытания, связанные с войнами и историческими потрясениями. Человек широко образованный, наделенный от природы острым умом и даром слова, в котором почти всегда присутствовала «едкость», резкость, некая «ядовитая деталь» (выражение, заимствованное им у Ф. Достоевского), особенно не располагал к себе. Только для немногих друзей, таких как Н. Кузьмин, он был самым близким и дорогим художником. «Приязнь Милашевского помогала мне работать быстрее, взыскательнее. Заставляла искать, ошибаться, снова искать свою синюю птицу, свою высокую удачу, что совпадало с моими творческими устремлениями», − вспоминал Н. Кузьмин. У Милашевского никогда не возникало желания подделаться под чужой стиль или подражать кому-либо. Он оказался героем-одиночкой, который, как написал о нем художник Б. Рыбченков, «один из всей группы пронес через всю свою многотрудную жизнь верность ее идеалам, никогда не дрогнул, не сломался». 

Автор
Литературная газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе