Таланты и союзники

Давно существующая в Угличе художественная площадка Музей авангардного и наивного искусства "Авангард.Углич" с недавнего времени обретает новое звучание.

Вместе с уютным концертным залом, новым пространством для сменных экспозиций пришло естественное желание познакомиться с другими досягаемыми живописными галереями, обрести союзников в среде современных живописцев и музыкантов и вот на днях новых "творческих попутчиков" преподнесла Москва. Стараниями замечательной Марии Крузе поддержать угличских "авангардистов" решили музей современного искусства "Bagratuni Art Gallery" и известный художник из Казахстана Андрей Нода.


Одно из собраний угличского авангарда- это коллекция работ липецкого мастера В.И.Шевченко (1926-1997 гг.). Яркий, самобытный Василий Иванович преднамеренно резко, живописно заостренно подавал свои тщательно разработанные долгими размышлениями идеи, сразу деля зрителей на своих и чужих. Не доверившиеся творцу, не принявшие его живописный язык "чужие" отправлялись к другим полотнам, "своим" предстоял долгий и вдумчивый разговор о человеке и его, завоеванном и полученном по рождению, месте в природном круговороте. Замечательно, что такой подход был принят и московскими знакомыми, впервые увидевшие работы Шевченко в каталоге. Анна Багратуни, основатель и директор одноименной галереи, Андрей Нода теперь, надеемся, надолго попали в сферу влияния липецкого "тихого гения". В ситуации с Андреем это вдвойне удивительно. В Москве он сейчас представляет свои работы на выставке "Есть повод!...", но было совсем не трудно найти не живописную, а идейную схожесть двух, в целом очень разных, авторов. А.Нода творит в другую эпоху, соответствует другим отношениям между авторами и зрителями, между искусством и рынком, но исходит в основах своего творчества из понятий устойчивых и вневременных. Вот несколько, как кажется, общих построений в изложении ,допустим, Шевченко:

- "...в космическом пространстве человек- некий инструмент, он должен состояться, исполнить свое предназначение."

-"Я пишу идеи, которые надо долго лелеять, что бы они приобрели выразительность."

-"Любой цвет может кричать, говорить, петь."

- "Я сам по себе".

и об этом же у Ноды: " стиль может меняться, но главное - не изменять в творчестве своим принципам, своему внутреннему я."

При таких схожих первоначальных установках художники естественно различны и в подаче материала и в глубине его осмысления. Оба- безусловно реалисты, но как по разному они перерабатывают видимую реальность. Андрей- мастер композиции, взаимодействия цветов и фактур, для Шевченко же, хотя и для него "в гармонии счастье," более импульсивен, не так выверен, но главное, что за записанной поверхностью холста, в его работах существуют другой слой, уже идейных построений. Здесь Василий Иванович и раскрывается во всей полноте, в отличие от видимого преднамеренно упрощенного красочного слоя. Эту разницу в художественных построениях двух авторов угличские зрители могут и сами ощутить, ведь Андрей Нода подарил две копии своих работ в Углич. "Пять женщин" ( 2014г.) и "Признание" (2016г.) нашли себе место ,естественно, в зале Шевченко и достаточно гармонично вписались в строй работ липецкого экспрессиониста.

Интересно, что на картинах подпись художника –фиолетовая.”Этот же предельный цвет часто используется и на полотнах, которые от этого могут существовать как –бы сами по себе и при минимальном освещении и в целом создается ощущение, что работы мастера из Казахстана не очень и стремятся к публичному показу, являются художественной констатацией некоторых цветовых формальных гармоний, как бы сами по себе, без эмоционального зрительского отклика. Замечательно, что в помещениях угличского музея авангарда, они найдут поддержку в живописи Василия Ивановича Шевченко, которая, наоборот, и есть личные высказывания, призывы к немногочисленным, тщательно отобранным единомышленникам.

В последствии такие взаимодействия станут еще полноценнее ведь в планах музея "Авангард. Углич"оформить небольшое отдельное пространство именно подарками своих союзников по художественному переустройству реальности, основной посыл которого сформулировал Эмиль Нольде в начале прошлого века:" чем дальше удаляешься от природы оставаясь естественным, тем выше становится искусство."

Автор
Юрий ГАЛЫБИН, фото автора
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе