Свести свет клином

В ГЦСИ открылась выставка «Пространство Lucida»

В одном пространстве, поделенном на освещаемое и затемненное, разместились объекты искусства — сайт-специфик, кинетические и другие инсталляции, подавляющее большинство которых подключено к розетке. 

Выставка посвящена свету в искусстве — тому феномену, который художественному жесту могут обеспечить обыкновенные фотоны. В экспозиции приняли участие художники из России, Германии, США и других стран, а специальная образовательная программа познакомит с творчеством Кейджа, светомузыкой и мэппингом.

© РИА Новости. Кирилл Каллиников

«Пространство Lucida» испытывает посетителя на терпимость к свету и тьме одновременно. В центре экспозиции находятся объекты из люминесцентных ламп дуэта Molitor & Kuzmin – мистический круг из ламп «дневного освещения», лежащих на полу, и крест, питающий их электричеством, — над ними. Это торжество электричества в мире победившего света — и вызов всесильному Солнцу, без которого когда-то ничто не могло существовать. Но свет может расшевелить и интимные уголки человеческого сознания – в трех темных комнатах выставки происходит таинство почти языческого общения зрителя со светом. Например, кинетическая инсталляция голландца Габи Тион а Тама — гипнотически вращающиеся люминесцентные провода, неравномерное вращение которых образует во тьме причудливо танцующие линии и формы, или работа Владимира Тарасова, которая изображает грузинскую деревню Ликани крошечными мерцающим во тьме огоньками.

Живопись Эрика Булатова и «Табурет» Ильи Кабакова — классиков отечественного концептуализма и соц-арта — соседствует с проектором Андреаса М. Кауфманна «Маленькая машина истории искусств», который покорил мир своим «перстом указующим» - проекцией знаменитой детали росписи Микеланджело, основанной на физических законах взаимодействия света с пространством, но развивающее тему «искусства для людей, созданного людьми».

На выставку попала работа знаменитого американского авангардиста Джона Кейджа One 11 with 103, которую тот создал за год до смерти. В фильме нет ни сюжета, ни объекта, ни игры — только свет и 90 минут одноименной звуковой работы Кейджа, которые вкупе являются замечательным образчиком минимализма.


Посетители выставки «Пространство Lucida»

© РИА Новости. Кирилл Каллиников

Финальным испытанием для восприятия света является инсталляция художницы из Гааги Маттайс Мюнник «Цитадели: общая структура» — это световая структура, созданная на грани человеческой физики. Мерцание и смена цветовых бликов создают почти невыносимые условия для органов зрения, потому что мозг не успевает обрабатывать полученные зрительными нервами импульсы — эта работа воссоздает «кибер» мир, для которого у человека немного не хватает возможностей, но всегда наготове воображение и слух.

Выставка пройдет на четырех площадках — ГЦСИ, «На Каширке», «Пересветов переулок» и «Галерея Беляево», где зритель также познакомиться с феноменом света в медийных формах искусства — кино и фотографии, со световыми идеями Казимира Малевича, эволюцией живописи и новейшими художественными технологиями. К выставке приурочена обширная образовательная программа — цикл лекций, которые прочтут эксперты в области визуального искусства — Леонид Тишков, Виталий Пацюков, Антонио Джеуза, Анна Колейчук и другие. В рамках параллельной программы пройдут встречи и экскурсии с художниками и кураторами выставки, которые сами расскажут о своих работах, а также кинопоказы световых фильмов Джона Кейджа и Яниса Ксенакиса, об истории съемок которых расскажут Алия Бердигалиева, Таисия Круговых и Василий Богатов.

Новые области визуального

Сайт-специфик арт – вид визуального искусства, где работа с применением световых технологий создается для определенного физического пространства. Произведение здесь конструируется как материальным, физическим, так и концептуальным образом, а место демонстрации является точкой отсчета и возврата. Практика site-specific art используется в инсталляциях, скульптуре, художественных интервенциях и т. д., а само произведение искусства «работает» с публичной сферой вне художественных институций. «Привязывание» искусства к месту — это во многом антикоммерческий жест, направленный против искусства как средства объекта обмена. Впервые термин применил американских художник, автор множества инсталляций — Роберт Ирвин.

Кинетик-арт — направление в современном искусстве, основанное на том, что с помощью света и движения можно создать произведение искусства. Объекты, как правило, представляют собой движущиеся установки, образующие при движении сочетания света, тени, звука. Одним из первых эффект кинетизма в своем творчестве использовал российский и американский художник и архитектор Наум Габо в «Стоящей волне» (1920).

Соня Шпильберг

Московские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе