Слава врагам!

События последних двух недель в Киеве — многотысячные акции протеста из-за приостановки президентом Украины Виктором Януковичем процесса подписания соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом — идут по похожему сценарию с украинской «оранжевой революцией» 2004 года. Одним из ее итогов стало появление на художественной сцене группы Р.Э.П., объединившей в себе некоторых, тогда еще очень молодых художников. Станет ли «Евромайдан» катализатором нового всплеска художественной активности — покажет время. А пока киевский арт-критик КОНСТАНТИН ДОРОШЕНКО поделился своим видением художественной ситуации вокруг «Евромайдана».

Художник, член группы Р.Э.П. Никита Кадан среди художников и активистов на «Евромайдане». Фото: Саша Бурлака

«Слава врагам!» — с таким транспарантом в один из первых дней «Евромайдана» в Киеве вышли представители сети левых студенческих профсоюзов «Прямое действие». Митингующие увидели в этом провокацию, как и в плакатах «Гендера бояться — в Европу не ходить» или «Свобода, равенство, сестринство». И обратились к милиции с требованием выдворить активистов.


Оксана Брюховецкая. Обложка журнала «Политическая критика», №2, 2011

Националистическую речевку «Слава нации! Смерть врагам!» принято считать изобретением крайнеправой организации, созданной в 1990-х литератором Дмитрием Корчинским, решившим стать украинским Лимоновым. На территории современного искусства он отметился сотрудничеством с художником Александром Ройтбурдом, накануне «Майдана-2004» иллюстрировавшим книжку Корчинского и разработавшим дизайн футболок для его сторонников, и угрозами в адрес критика Анатолия Ульянова, которому он предрекал опыт «собирать выбитые зубы сломанными пальцами» в 2008-ом.

Оксюморон «Слава врагам!» впервые прозвучал в 2011 году как тема журнала «Политическая критика» — украинской версии польского интеллектуально-художественного издания Krytyka Polityczna. Героями и авторами номера, посвященного анализу влияния правого радикализма и идеологий ненависти в Украине и мире, стали Александр Володарский, Илья Будрайтскис, Артур Жмиевский, Лёня Ёбнутый из группы «Война» и, разумеется, Ай Вэйвэй. «Если правда, что акт определения врага является основанием какой-либо политики, то для нашего общества наступил принципиальный политический момент», — писалось в редакционной статье.


Олекса Манн. Глазок. 2012. Сourtesy: автор

«Слава врагам!» — жизненный лозунг. Основа демократии, по сути. Поскольку воспевает конкуренцию идей и позиций. Народная поговорка гласит: «Два украинца — три гетмана». Украина исторически принадлежит к демократической традиции: столетиями в государственных образованиях, находившихся на ее территории, правители избирались — козацкие гетманы, короли Речи Посполитой, крымские ханы. А часто и лишались власти коллективным волеизъявлением — начиная с Изяслава Ярославича, в 1068 году изгнанного киевлянами за отказ выдать им оружие для борьбы с половцами.


Станислав Силантьев. Один из них твой враг, другой — брат. 2013. Холст, акрил. Courtesy: автор

Мыслящий человек всегда в оппозиции к любому режиму, а противостояние —хороший творческий стимул. И пиар-ход. Такой в преддверии «Евромайдана» делали на противопоставлении себя группе Р.Э.П. с их левыми идеями художники организованной шоуменом Антоном Мухарским группировки «Жлоб-арт». Создавая разного качества веселые картинки, высмеивающие некое жлобство, они называли себя анархистами и социально-критическими художниками, тогда как и тематика, и качество произведений оставляют жлоб-артистов на территории потребительского масскульта. Руководство «Мыстецкого арсенала», оказавшееся в ситуации бойкота со стороны части украинского арт-сообщества, сделало ставку на жлоб-арт на последнем форуме арт-проектов ART KYIV Contemporary, представив в его рамках более трехсот работ представителей объединения и фолиант «Жлобология». Не обошлось, правда, без компромиссов: по настоянию «Арсенала» в слове «х**» на одной из картин была заклеена вторая буква.


Жанна Кадырова. Монументальная пропаганда. 2013. Courtesy: PinchukArtCentre. Фото: Сергей Ильин

Популярность объединения широка и в украинских СМИ, и у публики, и в околохудожественной среде. Но есть и враги. Журналист Аглая Топорова сформулировала мнение тех, кто отвергает стигматизацию: «Концепция жлоб-арта оправдана только в одном варианте: публика приходит на выставку, а там — зеркала». Видимо, устав держать оборону, один из действительно интересных художников объединения — Олекса Манн — став куратором галереи «Бактерия», собрал вокруг нее круг молодых авторов, и заявил о том, что «больше не будет групповых выставок проекта “Жлоб-арт”». Один из пылких и искренних ораторов первых дней «Евромайдана», он призывал отказаться от использования на нем бандуристов, грустных песен о горькой доле и прочей колониальной этнографии. Однако он не находит ничего зазорного в лозунге «Смерть врагам!». В искусстве Манн также неоднозначен: самобытный график, он предпочитает технику живописи, сбивая впечатление зрителя от своих талантливо мизантропических образов неубедительностью раскраски.


Лада Наконечная. Наглядный пример моего участия. Инсталляция. 2013. Фото: Константин Дорошенко

Станислав Силантьев, стартовавший в этом году с кураторским проектом, также озадаченный идеей создать альтернативу «грантоедам-левакам», кричать «Смерть врагам!» не намерен. В 2011-м он сам оказался в роли врага, представив во Львовском дворце искусств серию абсурдистских портретов Тараса Шевченко, выполненных в лубочной манере. Вызвавший скандал проект Agricultura все-таки не закрыли. Силантьев же радикализировался в сторону генитальной тематики и выставляется теперь в Киеве, оставаясь верным осмыслению национальных стереотипов.


Мария Куликовская. Soma. 2013. Courtesy: PinchukArtCentre. Фото: Сергей Ильин

Оказавшиеся далекими от народа «Евромайдана» левые социальные критики получили перед тем полную сатисфакцию на третьей национальной премии PinchukArtCentre. Преподаватель Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры Ольга Балашова приветствовала то, что «среди вошедших в шорт-лист творцов практически нет случайных людей. Все они так или иначе уже известны своими заслугами перед отечественным искусством». Радость от запоздалой институционализации современного искусства в Украине ведет к очарованию конвенциональностью, давно ставшей тупиком на мировой арт-территории. Основные проекты последней Венецианской и даже Московской биеннале построены как раз на разрушении конвенционального. Говорить о заслугах, особенно в премии для молодых, тоже своего рода оксюморон. Но искусствовед оказалась права — первая премия Жанне Кадыровой присуждена именно за заслуги. Ее работа — масштабная мозаика из сохранившейся с советских времен смальты в стилистике соцреализма 1980-х, изображающая удовольствия сегодняшнего праздного класса, плоска, как и название — «Монументальная пропаганда». При том, что Кадырова — мастер неожиданных решений в инсталляции и объекте. Качественно выполненные, но повторяющие множество раз и много лет назад найденные западными художниками образы, да и просто хипстерское рукоделие, сопровожденные текстами о несправедливости постидеологической власти капитала, составили основу экспозиции. За несколькими исключениями. К примеру, эстетской работы Лады Наконечной, преломившей пространство PinchukArtCentre посредством совсем традиционных техник — фотографии и фирменной для художницы штриховки карандашом. Или колонн, возведенных Марией Куликовской, увлеченной темой тактильного. Кирпичи, сделанные для инсталляции из соли, разрушались во время выставки, придавая визуально холодной работе эффект чувственности.


Владимир Кузнецов. Первое мая (по мотивам работы Виктора Пальмова). Вышивка. 2013. Сourtesy: автор

Группа Р.Э.П., чьи представители из года в год неизбежны в PinchukArtCentre, прозвучала в разгар прошлого киевского «Майдана». В ее заметно поредевших с 2004 года рядах остались те, для кого протестность и социальная полемика остались родовой травмой. Таков и Владимир Кузнецов, чья выставка «Прошивая опыт» открылась в Красном корпусе Киевского национального университета им. Тараса Шевченко. Объединенные техникой вышивки, здесь были представлены работы, впрочем, интимные — воспроизведенные в неожиданном формате копии страниц записных книжек, рисунков, сделанных во время телефонных разговоров, даже рецепт лекарства от простуды. Или лиричные — тексты об отношениях, которые стали слишком запутаны, образы моря и пляжа, перекликающиеся с вышивками бабушки Кузнецова — Ульяны,— полными наива и оптимизма людей времен последнего модернистского проекта: Ленин, космонавты, голубь мира. Но на контрасте с речевками о врагах, попытками овладеть «Евромайданом» политиков, деградировавших на ток-шоу Савика Шустера, густопсового креатива провластных технологов в виде колонны бомжей под радужными флагами ЛГБТ, выведенной для дискредитации «евросодома», в вышивках Кузнецова проступает настоящая революционность и смелость. Смелость быть беззащитным, смелость не закрываться от мира и от себя пафосом; революционный для общества симуляции выбор не быть лидером, проживать и фиксировать опыт не для того, чтобы победить или убедить.


Виктор Пальмов. Первое мая. 1929. Холст, масло. Национальный художественный музей Украины, Киев

Даже обращаясь к своей постоянной теме Чернобыля, теме цензуры или работам украинских классиков, которые произвели на него глубокое впечатление, Кузнецов не стремится к безукоризненности. «Первое мая» футуриста Виктора Пальмова, одна из жемчужин Национального художественного музея Украины, поразившая в свое время Владимира, была в тот же день зарисована им по памяти. На этом рисунке, воссозданном в вышивке, — флаг желто-голубой, хотя на картине, разумеется, красный. Но Кузнецов переводит в вышивку рисунок без изменений, оставаясь верным первоначальному впечатлению своей юности, не стесняясь его и не цензурируя. Зато — с техническим совершенством, заставляющим зрителя воспринимать вышивку как гравюру.


Ульяна Кузнецова. Ленин и космонавты (фрагмент). Вышивка. 1960–1970-е. Сourtesy: Владимир Кузнецов

Этот художник готов к радикальному жесту. Вроде посвященного первоначальному накоплению капитала в постсоциалистических странах 1990-х перформанса VIP car: Balkan Motif, представленного в этом году на Биеннале графики в Любляне: на представительский автомобиль Кузнецов наносит краской орнамент, словно для вышивки. А потом профессионалы расстреливают авто, прошивая пулями по узору.


Владимир Кузнецов. VIP car: Balkan Motif. 2013

Кузнецов идет на «Евромайдан» с черно-белым флагом группы Р.Э.П. Он не станет кричать о врагах.

Константин Дорошенко

ArtGuide

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе