"Скромный еврейский художник" Марк Шагал

Любовь — это состояние, когда можешь взлететь и летать бесконечно. Марк Шагал, день рождения которого мы отмечаем сегодня, показал это в своих картинах, прославив свою маленькую родину. Дома и улочки родного Витебска на его пронизанных светлой печалью полотнах заняли место в лучших музеях мира, опровергнув прижизненные обвинения художника в провинциальности и примитивизме.

"Нарушитель гравитации", мировой гений живописи XX века Марк Шагал сегодня самый популярный и продаваемый художник, после Пикассо и Матисса. И, как утверждают специалисты, первый по числу краж его работ.

Марк Захарович Шагал родился 7 июля 1887 году в еврейской семье на окраине Витебска (нынешняя республика Белорусь). Был он самым старшим из девяти детей, его отец Захар — грузчик у торговца селедки, мать Фейга-Ита содержала маленькую лавку, а дедушка — учитель и певчий в синагоге. В возрасте девятнадцати лет, благодаря влиянию матери, юный Марк поступил в частную школу художника Пэна. Хотя он проучился всего 2 месяца, но это обучение стало точкой отсчета творческой деятельности Шагала. В 1907 году Шагал, с 27 рублями в кармане, едет в Петербург поступать в Рисовальную школу Общества поощрения художеств, возглавляемую тогда Николаем Рерихом. Его работы настолько поразили приемную комиссию, что Марка взяли сразу на третий курс без экзаменов. Окунувшись в атмосферу революционных лозунгов, Шагал начинает знакомиться с новыми художественными течениями, такими, как футуризм, экспрессионизм, что естественно оказывает влияние на становление его как художника.

http://pravda-team.ru/pravda/image/article/6/5/2/284652.jpeg

День рождения

Но, несмотря на это жизнь молодого Шагала в столице была часто сопряжена с трудностями и лишениями. Дискриминационная политика к евреям в Петербурге была агрессивнее, чем в родном Витебске, поэтому чтобы не быть выдворенным из города, Шагал работал в мастерской вывесок для получения удостоверения ремесленника, дающее право проживать в столице. Но буйство внешнего мира редко волновало влюбленного в живопись, начинающего художника. Однако летом 1909 года произошло событие, перевернувшее жизнь художника с ног на голову, он познакомился с Беллой Розенфельд, дочерью витебского ювелира. Позже Шагал в книге "Моя жизнь" писал про Беллу так: "Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне все: мое детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел ее в первый раз. И я понял: это моя жена". Они поженились 25 июля 1915 года, Белла была для Шагала не только верной и любящей женой, но и музой, дающей силы на новые подвиги.

В 1910 году подающего большие надежды художника берет под свое покровительство депутат Государственной думы Максим Винавер, обеспечивая Шагала стипендией и возможностью уехать в Париж, для продолжения обучения.

Париж очаровывает Шагала и влюбляет в себя навсегда. Ночью художник работает над холстами, а днем пропадает на выставках и экспозициях признанных мастеров кисти: Ван Гога, Сезанна, Гогена, Курбе, жадно впитывая художественную технику. На второй год жизни в Париже он снимает мастерскую в знаменитом прибежище бедных иностранных художников, под названием "Ла Рюш" (Улей), где еще больше погружается в атмосферу парижской богемы, знакомясь с поэтами, художниками; и осваивая новые течения — кубизм, орфизм, футуризм.

Весной 1914 года Шагал и еще несколько художников принимают участие в выставке своих работ в Берлине, работы Марка Шагала начинают пользоваться популярностью и постепенным признанием критиков. Через некоторое время он уезжает в Витебск, повидать родных и Беллу, но внезапно начинается Первая мировая война и возвращение за границу откладывается на неопределенный срок.

http://pravda-team.ru/pravda/image/article/6/5/3/284653.jpeg

Прогулка

Вскоре красным крылом промелькнула революция в России, и Шагал, как многие деятели искусства, с радостью воспринял становление нового мира и с головой ушел в продвижение искусства в массы. Он становится уполномоченным по делам искусств в Витебской губернии, где с большим энтузиазмом принимается за организацию годовщины Октябрьской революции. Однако вскоре Шагал стал ощущать давление со стороны новой власти.

В 1920 году он вместе с женой и дочерью переезжает в Москву, где активно работает над созданием декораций к театральным постановкам. Потом был Берлин, Париж, Нью-Йорк, предоставивший убежище еврейской семье от террора нацистов. В США Шагал приехал уже известным художником, Америка восторженно встретила мастера, проявив не дюжий интерес к его работам. Но в конце их пребывания в Америке случилось одно из самых страшных потрясений в жизни Марка Шагала, буквально за два дня до отправления в Париж, умерла Белла. Только через девять месяцев после смерти жены Шагал сумел взять в руки кисть, чтобы создать две картины в память о навеки потерянной любимой женщине.

http://pravda-team.ru/pravda/image/article/6/5/4/284654.jpeg

Красный еврей

Но даже после смерти Беллы Шагал не опускал руки, продолжал творить и работать не только на холстах, но принимал активное участие в общественной жизни СССР, Франции и Израиля. Его работы можно встретить и в декорациях "Еврейского театра" находящегося в Санкт-Петербурге, в иллюстрациях к Библии и поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" для парижского коллекционера Амбруаза Воллара, в росписи плафона Парижской оперы.

Одной из ярких особенностей творчества Шагала, можно выявить то, что ни к одной из определенных художественных школ он не примкнул. То есть его картины, это синтез сгруппированных знаний о нормах художественного направления с его личным мироощущением.

http://pravda-team.ru/pravda/image/article/6/5/5/284655.jpeg

Синий домик

На протяжении всего творчества Шагала в его картинах существуют две главные модели: любимая жена Белла и родной городок Витебск. Образ Беллы узнаваем во всех женских образах, смотрящие на нас с полотен мастера. Что же касается Витебска, то его тихие улочки, низкие дома отражаются даже на полотнах, где изображен Париж, в своем радостном великолепии.

Под личным мироощущением подразумеваются исторические корни художника, будучи евреем, он не потерял связи с национальной историей и бытом. И хотя Шагал не был религиозным человеком, но элемент религиозности в большей или меньшей степени присутствует в его работах. Свои национальные особенности и темперамент он отразил в изменении образного строя и содержания своих работ. Многие работы основаны на визуализации еврейских поговорок и фольклора, вкрапление еврейского начала в работах Шагала замечается даже в картинах на христианские мотивы.

Тематика его творчества крайне разнообразна, начиная от тихих пейзажей Витебска, вплоть до картин-размышлений. А вот определить художественное направление, в котором он творил достаточно проблематично, ибо работ, написанных с соблюдением того или иного течения не так уж и много. Поэтом искусствоведы, занимающиеся творчеством Шагала, называют его авангардистом, так как за свою долгую жизнь художник отразил в своих работах максимальное количество течений.

Марк Шагал умер на 97 году жизни в любимой Франции. Он не оставил после себя школы, он был единственный в своем роде, сумевший органично соединить новаторские идеи современности и легкие еврейские мотивы воедино. Шагал был гражданином не только еврейского народа, но и всего мира, ибо через свои работы он призывал людей не терять веры в чудо и торжество жизни.

Анастасия Михайловская

Правда.Ру

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе