Сказки про Перро

Французского архитектора Доминика Перро, выигравшего право построить Мариинский театр-2, приказано забыть. Объявлен новый конкурс. Такую позицию выигрышной не назовешь, считает обозреватель "Власти" Алексей Тарханов. 

Один министр культуры за другим повторяют историю о 400 найденных в проекте ошибках и о том, что построить спроектированный Перро купол технически невозможно. Таинственные 400 ошибок висят на Перро, как некогда волочились за Руцким 11 чемоданов компромата,— ни этих чемоданов никто не взвесил, ни этих ошибок нам не сосчитать. Об огрехах долго говорила государственная экспертиза, которая живет по строительным нормам и правилам прошлого века. Потом согласилась и она, но тогда строители сами заявили, что купол Мариинки невозможно построить. Якобы верховные прорабы отправились в Европу, и там все качали головой и говорили: слишком мудрено, не возьмемся. 


Может быть, мы и вправду не в состоянии построить такой купол, как не можем, например, построить автомобиль, который бы не ломался. Но это наши проблемы, и они решаются покупкой соответствующих технологий или даже готовых автомобилей. Может быть, этот купол не стоило пытаться построить, прогнав Перро. Вот только что этот "человек 400 ошибок" открыл в Мадриде огромный теннисный стадион — комплекс с многотысячными залами, с крышей, которая по желанию поднимается, как ящик иллюзиониста, и сдвигается в сторону, позволяя проводить соревнования на открытом воздухе. Эту конструкцию как-то проглядела российская экспертиза, и в результате она осуществлена, отлично работает и даже получила название La Caja Magica — "волшебный ящик". 

Теперь выясняется, что уже несколько лет наши лучшие умы пытались театр Перро перепроектировать, то в авангардном виде, в духе задекорированного сарая, то в классическом. Звали французов, звали канадцев, звали своих — и за время этой титанической мозговой работы театр строили, строили и строили, отстранив одного автора, потом второго и так и не найдя третьего. 

Мариинский театр строят так, как привыкли строить дачу на Рублевке. Работали, делали, пять раз переделывали, прогнали архитектора, нанимают нового, а угрюмая кирпичная коробка торчит в коттеджных полях. Идеальная ситуация для строителей, которые постоянно при деле. Работа кипит, проекта еще нет, а деньги уже есть — в такой ситуации деньги кончаются очень быстро, чему мы и стали свидетелями. 

Нас уверяют, что теперь достройкой театра займется Валерий Гергиев. Он не занимался этим в лучшее время, когда были деньги, и время, и архитектор под рукой, почему вдруг ему предложили заняться этим сейчас? Или он, как и многие в нашей стране, способен творчески мыслить только в ситуации катастрофы? Но если это и простительно художнику, где те чиновники, которые довели дело до катастрофы, а теперь делают вид, что все будет прекрасно? 

Интересным результатом конкурса была бы новая победа Перро. В конце концов, кому как не ему знать, что там напроектировано? Не заставлять же нового автора обмерять уже полупостроенный театр рулеткой. Только на ознакомление с проектной документацией потребуется время, и немалое. Ах да, ведь он сделал 400 ошибок. Но если Перро так плохо спроектировал театр, почему с него не взыскали деньги за халтуру? А если он спроектирован не плохо, то почему не взыскали с тех, кто его не построил?

Алексей Тарханов

Коммерсант
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе