ПО-СЕМЕЙНОМУ, С БРЕЙГЕЛЯМИ

20 ноября в Музее зарубежного искусства (Советская площадь 2) открылась выставка "Брейгель. Династия". Сам по себе факт появления картин всемирно знаменитых фламандцев в Ярославле – уже событие, а в таком количестве - событие беспрецедентное, в экспозиции 30 полотен. Экспозиции «голландцев» такого состава и масштаба Россия (включая и столичные музеи) еще не видела до сих пор ни разу.
Кто коллекционирует марки, кто - модели японских мечей, а я - способы празднования дней рождения. Смотрю, как люди веселятся, запоминаю. Страсть как интересно, уж очень по–разному отмечают, от «лицом в салат и потом полгода хвастаюсь» до «а я себе подарок сделал – воткнул флаг с моим именем в ледник на «пятитысячнике». В этом году чемпионом в моем списке «праздновальщиков» стал Ярославский художественный музей. 3-5 декабря он отмечает 95-летие, но когда меня пригласили – я отказался. Потому что, что бы там ни придумали в честь торжества, самое интересное я уже видел. Музейщики сделали любопытнейший подарок себе и ярославцам. 20 ноября в Музее зарубежного искусства (Советская площадь 2) открылась выставка "Брейгель. Династия".


Сам по себе факт появления картин всемирно знаменитых фламандцев в Ярославле – уже событие, а в таком количестве - событие беспрецедентное, в экспозиции 30 полотен. Экспозиции «голландцев» такого состава и масштаба Россия (включая и столичные музеи)картина 2.jpg еще не видела до сих пор ни разу. «Династией» выставку назвали потому, что это не просто встреча с великими фламандцами, а глубоко философский культурный проект. Голландцы – народ основательный, и к искусству всегда относились не как к сумбурному вихрю вдохновения, а как к серьезной, уважаемой профессии. В мастерских работали семьями, из поколения в поколение, еще и коллег приглашали, например, в мастерскую Брейгелей частенько захаживал крёстный Яна Брейгеля Младшего, Рубенс. Отец учил сына, дядя - племянников, и, как правило, добивались удивительных результатов – целый род художников писал картины сопоставимые по уровню мастерства. Поэтому вместе с Питером Брейгелем – старшим (чьих полотен у российских коллекционеров просто нет) трудились Питер Брейгель Младший, Ян Брейгель Старший, Ян Брейгель Младший, Давид Тенирс Младший, Абрахам Тенирс – по-семейному. Работы всех этих живописцев представлены в Ярославском художественном и будут доступны зрителям до 1 марта.


- «Брейгель. Династия» - один из главных наших подарков к 95-летию музея – говорит помощник директора ЯХМ по связям с общественностью Марина Полывяная - и наряду с открытием самого Музея зарубежного искусства и готовящейся к вернисажу в юбилейные дни выставкой произведений Карла Брюллова из собрания Государственного Русского музея – наверное, самое крупное событие этого года».

Откуда такое богатство? Из частной коллекции. Известный московский коллекционер Василий Горященко, не только дал картины для выставки, но и сам выпустил специальный каталог

горященко 1.jpg- Моя профессия - коллекционер – говорит Василий Горященко, – вот уже много лет я «болен» искусством живописи. Эксперты единодушно счита­ют, что моя коллекция воспринимается, как деко­ративное целое. Подбор работ нидерландских мастеров XVI века содержит немало велико­лепных, а в некоторых случаях - уникальных произведений. Этот раздел по числу и качеству представленных экспонатов, по мнению док­тора искусствоведения и профессора Вадима Анатольевича Садкова, является одним из лучших и наиболее полных среди частных собраний России. Мне кажется, что нидерландская живопись XV - XVI веков - одна из самых ярких стра­ниц искусства прошлого.


Впрочем, хватит сладких «день-рожденных» слов, хочется хоть чуть-чуть сказать о самом главном – о работах семейства Брейгелей. Я не зря написал что выставка - «глубоко философский проект». Тому, кто внимательно присмотрится к развешанным в музейном зале картинам, есть о чем задуматься (а может и «чему поучиться»).

Династия Брейгелей - антверпенцы, по голландским меркам – южане, земляки неистового свободолюбца Тиля Уленшпигеля. И картины у них такие же – вольнолюбивые, яркие, живые как жизнь и наивные как детство. Я про то детство, о котором Христос сказал «Будьте как дети, ибо таковых есть Царствие Небесное». Брейгели и Тенирсы такими и были. На первыйкартина 1.jpg взгляд, фигуры на их полотнах здорово напоминают живопись кумира старшего поколения Брейгелей - грозного Иеронима Босха (кто не видел – обязательно посмотрите, хоть в Интернете. Впечатление гарантируется. Только не вздумайте смотреть картины Босха на ночь). Вот только у великого Босха – адские видения, собакоголовый ужас, судороги перед Апокалипсисом. А у Брейгелей и Тенирсов – теми же средствами и красками сплошная любовь к жизни. Крестьяне празднуют, деревья растут. Глянешь – и понимаешь, почему их эпоха назвалась Возрождением. Даже там где разбойники на прохожих напали или обезьяны курят – все равно жизнь, яркая без занудства, без приглушенных цветов имени академического реализма, без скотского серьеза и темной олифы. Поразительно рисуют гости-фламандцы Богородицу и вообще все святое - в обрамлении ярких, будто с открытки, цветов (нечто подобное встречается на иконах украинской школы). И при всей этой яркости при всем «возрожденческом» жизнелюбии, посетители выставки чувствуют глубокий и задумчивый XVII век, с которым, кстати, связано большинство самых ярких произведений ярославского искусства.

- Первые посетители выставки, - рассказывает Марина Полывяная, – отмечали, что картины Брейгелей неуловимо похожи на иконы. Мне кажется, их картины кинематографичны. Так много на полотнах одномоментно происходит. Есть мизансцена, кадроплан…»

- Фламандцы все время стремятся насладиться жизнью, вкусить ее, – рассказывает хранитель экспозиции музея зарубежного искусства Елизавета Мусаутова, - Брейгель являет собой переход к новому времени…»

Так вот и переходят нормальные люди из старого времени в новое - не оглушая себя криками о собственных величии и святости, а заодно - о подлости и греховности соседа, а рисуя цветы. Просто рисуя, как получится, «без наворотов». По-семейному, как Брейгели.
источник
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе