Ода для Адама Шмидта

Адам Адамович Шмидт родился 19января 1921 года в Ново-Саратовской колонии немцев-переселенцев, располагавшейся под Петроградом. История создания в России поселений выходцев из Германии насчитывает несколько веков. Обособленная жизнь колоний позволяла сохранить и унаследовать высокую культуру предков. Близость Петрограда так же оказывала большое влияние на становление жителей немецких колоний. Своеобразный уклад жизни, традиции самой большой колонии под Петербургом определили характер и судьбу Адама Адамовича. Он впитал в себя всё лучшее из немецкого и русского уклада жизни.
На всю жизнь Адам Шмидт сохранил дух предков – культ  работы, культ Мастера.
Принято считать, что искусство – зеркало мира. Оно говорит правду. Так получилось, что судьба связала Адама Адамовича с миром искусства на всю его долгую жизнь.
     Связь в работе с театром, миром художников на протяжении более полувека стала смыслом, основой  его жизни.
     В мир искусства Адам Адамович вошел с детства.
В центре немецкого поселения, где жил Адам, стояла церковь святой Екатерины, служившая  культурным центром села. Ещё в дошкольном возрасте проявилось увлечение мальчика рисованием. Из семилетней школы его первые работы попали для публикации в немецкие газеты, а он сам совершил первые походы в Русский музей и немецкий театр Ленинграда. Позднее самостоятельно ездил в Москву, с исключительной целью – побывать в Третьяковской галерее.
     По окончании образовательной школы занимался в школе художественной и вместе с другом посещал художественную мастерскую в клубе моряков Ленинграда. Там с юными  художниками имел возможность щедро делиться тайнами профессии один  из учеников И.Е.Репина профессор П.Ф.Порфиров (Архив Валегнтина Скурлова). Общение с опытным педагогом-практиком продолжалось целых четыре года, и заложило крепкий фундамент в творческую деятельность будущего мастера.
     Первое практическое применение своим знаниям и навыкам  начинающий художник получил, работая под руководством Ю.Ю.Клевера (сына) в «ИЗО комбинате», где наряду с опытными художниками создавал по заказам копии картин из фондов Русского музея.  
     Но жизнь внесла свои коррективы в планы молодого художника. В 1941 году началась война, которая всем российским немцам принесла двойную трагедию. Немцы России воспринимают великую страну  своей Родиной.  Более чем за двадцать предвоенных лет национальная жизнь российских немцев достигла пика своего развития, превратившись в бесценное национальное достояние.  С болью они восприняли весть о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. Но в самом начале войны 145 человек были арестованы по  подозрению в шпионаже, террористических и диверсионных намерениях, и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 41 года все немцы Поволжья (более 350 тыс.человек) были выселены в Казахскую ССР, Алтай и Сибирь.
     С первых же дней блокады Ленинграда Адам Адамович, как и другие жители немецких колоний расположенных под Ленинградом, участвовал в оборонительных работах: рыл окопы, строил дзоты в Островках, сооружал новый аэродром в Песках, разбирал у 5-й ГЭС деревянные дома, чтобы после бомбежки не было пожаров. С сентября  начался голод, который переносить в условиях крайне суровой зимы 1941-1942 года, продолжая работу на лесозаготовках, испытывая другие тяготы войны, было невероятно тяжело.
     В марте 1942 года всех жителей немецких поселений под Ленинградом  тоже принудительно выселили и депортировали в другие районы страны. Это было тяжелым ударом для жителей немецких колоний.
                                                                    ---2---
     На долгое время с началом войны Адаму Адамовичу пришлось позабыть о работе художника. Но интересны исторические параллели: набираясь опыта, впитывая все лучшее из уроков  П.Ф.Порфирова, Адам Шмидт, по сути дела, проходил школу И.Е.Репина. Безукоризненное знание рисунка, основ живописной техники, совершенное умение компоновать картину – это всё от него.
     В 1817 году вышел указ Александра I о военных поселениях. Дети военных поселян в г.Чугуеве, с семилетнего возраста становились кантонистами – учениками специальных военных школ, а с 18 лет переводились в воинские части, превращаясь в пожизненных солдат. Но в Чугуеве, где родился и жил И.Е.Репин, хорошо помнили страшную расправу, которую учинил начальник военных поселений Аракчеев над участниками бунта, вспыхнувшего летом 1819 года в военных поселениях. Тогда правительственные войска арестовали более двух тысяч человек, 275 из них военный суд приговорил к смертной казни.
      Печальный опыт тоже  может повториться в истории. Конечно, насилие со стороны властей, ставшего родным  государства, немцам-россиянам было особенно тяжело переносить. С этой болью, принесенной потерями во время войны и долгих послевоенных лет, большинство из старшего поколения  живёт и сейчас.
    Переселение в Енисейск, было тяжелым испытанием.  Люди страдали от голода, холода и навалившихся болезней, многие умирали по дороге.  Но и в Енисейске было не легче, чем в блокадном Ленинграде. Моральное притеснение (приходилось ежемесячно отмечаться в спецкомендатуре), провокации со стороны работников комендатуры, непосильные физические нагрузки в разных видах работ на фоне голода, хронического недоедания, болезней  доводили людей до отчаяния.
      В 1943 году, основательно подорвав здоровье, Адам Адамович был не в состоянии
продолжать трудиться на последнем рабочем месте в кузнице. На помощь пришел его мир, мир искусства, который не однажды помогал в жизни.  Спецпоселенца Адама Шмидта приняли на работу в эвакуированный украинский театр на должность художника. Позднее  он  работал художником в поселковом клубе, на кирпичном заводе. 
     Первая любовь, вынужденные странствия, аж до границы Румынии к новорожденному сыну  Коле  в 1947 году без разрешения спецкомендатуры. И опять самые разные рабочие места, но и работа художником в клубе.
     Переезд по стране к жене и ребенку был приравнен к преступлению. В 1951 году Адам Адамович был заключен на 7 месяцев в тюрьму. Он еще не знал, что за отступление от требований режима спецпоселения полагалось 20 лет каторги  в отдаленных районах Советского Союза.
     Даже в условиях заключения Адам Адамович продолжал рисовать, хотя бы на маленьких листках бумаги. Несмотря на все тяготы лагерной жизни, был и свет в окошке: посчастливилось на встречи с замечательными людьми мира искусства. Группа художественной самодеятельности ставила спектакли, Адам Адамович выполнял художественное оформление спектаклей.
     Со смертью И.Сталина многое изменилось. В 1955 году Адама Адамовича, как и большинство таких же спецпоселенцев, освободили из Воркутлага, определив постоянным местом жительства Красноярский край. Так распалась молодая семья.
     Адам Адамович снова работал художником в клубе молибденового комбината, потом художником цирка - шапито, художником кинотеатра. А с1959 года практически навсегда породнился с Театром, став художником-декоратором Красноярского театра музыкальной комедии.


                                                                   ---3---
     Депортация, трудармия, спецпоселение, каторжные работы для целого поколения российских немцев и Адама Адамовича Шмидта остались позади: в истории России, в памяти людей.                                                         
    Позднее, когда в 1972 году Адам Адамович был на гастролях с Кемеровским театром оперетты в Ярославле, главный художник театра Волкова Э.Фрорит пригласил его  на работу старшим  художником  декоративного цеха театра имени Ф.Волкова.
     Жизнь в Ярославле в определенной мере стала как бы демаркационной линией между старым и новым. Привлекла и ситуация: первый русский академический драматический театр, и относительно рядом родной Питер и Москва.
     Адаму Адамовичу  Ярославль пришелся по душе. А работа в первом русском драматическом наполняла жизнь. Свой талант и почти все время он отдавал оформлению спектаклей, подготовке эскизов костюмов, макетов декораций, планов мизансцен, что нашло своё воплощение более чем в тридцати спектаклях, поставленных за десять лет  работы в Волковском театре. Сотрудники театра высоко ценили его труд и сегодня дают наивысшую оценку его деятельности в театре.
     Он никогда не смотрел на часы, работал, сколько было необходимо по ситуации:
«С меня требовали, и я старался делать всё сам».
      Адам Адамович всегда помнит своих коллег-художников, тепло отзывается о тех,
с кем работал в разное время в театре: Левитан,  Акопов, Ледовщиков, Цыборовский,
Лизейрук  Часто  мысленно вновь и вновь возвращается в спектакли поставленные 
в разных театральных коллективах с его участием, где работу режиссера выполняли знаменитые актёры: «Чайка» с З Притулой, «Собака на сене», «Утиная охота»
с Л. Макаровой, «Два Веронца», «Васса Железнова», «Женитьба» с С. Тихоновым, «Изощренный лейтенант» с Канунниковой, «Бесприданница», «Самые счастливые» с В. Нельским…
     « Бывали и трудные времена, вспоминал как-то Адам Адамович, но театр меня не обижал,  да и чем трудней, тем интересней. Находясь 20 лет на пенсии, я всё ещё нужен театру!».
     Было ли ему трудно, судите сами. Загруженный работой в театре Волкова, помогал в театральном училище, много работал с самодеятельными театральными коллективами: Д.К.глухонемых, ДК завода топливной аппаратуры, ДК ЯМЗ, ДК поселка Некрасовское, участие в балетных постановках клуба «Гигант» и других коллективах.
     Обязательно работал каждый год на гастролях театра Волкова, побывал почти во всех театральных городах бывшего Советского Союза, список городов получается грандиозный. Выезжал раньше трупы на полмесяца, чтобы обеспечить в гастрольном городе рекламу театру им. Ф.Волкова. А дальше занимался текущим ремонтом декораций и прочими необходимыми делами, для обеспечения успеха спектаклей.
     Спектакли, оформленные с участием А.А.Шмидта, видели так же благодарные зрители Германии, Франции, Чехии. Адам Адамович гордится тем, что оформлял спектакли как художник постановщик. Успех любого  театра составляет коллективный труд. Совершенно очевидно, что в успешной деятельности Ярославского государственного академического театра имени Федора Волкова есть и весомая частица труда старшего художника-декоратора  А.А.Шмидта. 
     И не случайно, когда весь коллектив театра провожал на пенсию театрального художника Шмидта, одним из посвящений ему была «Ода для Адама Адамовича Шмидта»:

                                                                  ----4----
     В халате синем, тих и скромен,
     В цеху, подобном сцене всей,
     С утра он трудится. Огромен
     Запас и красок и идей.


     А вы дышали краской едкой
     Во дни пропиточных хлопот,
     Когда бегут сосед с соседкой
     К холстам, заткнувши нос и рот.

     Коснулась волковская слава
    Вас золотым своим крылом.
    Шагает мастер величаво
    В свой мир, в свой театральный дом!

     А Адам Адамович, пожалуй, ни на день не забывает о театре. Часто делится разными воспоминаниями со своими друзьями, собеседниками, гостями его мастерской. Как-то, показывая мне фотографию, с особой грустью сказал: « Вот, весь коллектив театра… и тут я. Ах, сколько их уже нет!».
     А до театра Волкова уже был богатый опыт оформления спектаклей: Веселая вдова, Долина мертвой реки, Цыганская любовь, Моя прекрасная леди, Голубой Дунай, Поручик Лавровский,  Красная шапочка, Малыш и Карлсон  и другие.
     С особой теплотой отзывается художник-декоратор о работе в Кемеровском театре:
«Поставил много спектаклей, было много работы, но работалось легко, со знанием дела, на полном доверии». Это был первый, серьезный опыт работы профессионала, проверка на прочность в настоящем театре. Театр не остался в долгу, отметил работу художника медалью «За доблестный труд». Всего в профессиональных театрах страны
Адам Адамович работал на протяжении четверти века.
     В 1961 году Адам Адамович вступил в союз театральных деятелей ВТО.
     В газетах прошлых лет нередко можно было видеть восторженные отзывы о творчестве театрального художника А.А.Шмидта: «Прекрасный рисовальщик, искусный скульптор, живописец, тонко чувствующий атмосферу спектакля…».
      Многие Ярославцы знают Адама Адамовича не как театрального деятеля, а как талантливого, интересного художника. Театр, к счастью, не занимал его время на сто процентов. Благодаря особому трудолюбию, повышенной требовательности к себе он сумел добиться отличных результатов и в живописи. И когда вышел в 1981 году на пенсию стал называть себя вольным художником. Хотя полной воли долго-долго, более двадцати лет, так и не получалось: часто приглашали в театр писать грандиозные декорации-задники для большой  сцены Волковского.
     Ежедневно художник занят своим любимым делом. Небольшая прогулка по улицам давно ставшего родным города, поиск необычного в обычном, архитектурных находок, новых видов, раздумья о прошлом и будущем, о внуках дочери Маргариты и сына Николая,  и несколько часов работы в маленькой, хорошо обустроенной своими руками мастерской.
    Он прекрасный портретист, на каждом холсте не просто человек, а тонко высвеченный характер. Портреты интересны, декоративны.

                                                                  ---5---
Отличительная особенность их – никогда не повторяется искусно выполненный фон. Многие из них нашли своё место в музеях города.                                                              
     Много свежих работ с пленера. А как хорош облик города в его видении! Накоплена целая серия  картин: улицы города, люди, старинные дома, соборы, уютные уголки Ярославля. 
    Но, пожалуй,  в последние годы наиболее привлекательны, наполнены особым смыслом, любовью к городу и  теплотой чувств его полотна на исторические темы.                                                           
    Многообразие исторических сюжетов, утонченная гармония композиций,    эмоциональная взвешенность, историческая достоверность, удачное цветовое решение
отличают его исторические полотна, и дают право его самого считать историческим художником.    Работы художника не застаиваются в мастерской, быстро находят своё место в музеях города и области, культурных центрах, в других городах России и за рубежом.
     Адам Адамович постоянно поддерживал себя в форме как скульптор. Кроме привлекательных акварелей и  работ маслом он изготовил целую галерею рельефных
портретов: артист В.Нельский, А. Белов, Н. Терентьева, серия масок актёров в ролях, подводник Харитонов, адмирал Ушаков, М.Лермонтов, Ю.Гагарин, М.Петровых и другие.
Большинство этих работ выполнены  на благотворительной основе.
     Особое место в его творчестве занимают акварели, повествующие о трагедии, постигшей российских немцев. Сейчас очевидна их историческая ценность. Написанные в лагерях и позднее по воспоминаниям они трогают сердца людей, не дают покоя совести, предостерегают…
     Такой большой объём работы в мастерской в течение многих лет, конечно, предполагал общение со зрителем. Поражает список из нескольких десятков персональных и коллективных выставок, проходивших в Ярославле и области, других городах России, за рубежом.
      Адаму Адамовичу дороги воспоминания о первой в его жизни выставке в Ленинграде в 1940 году, первой персональной выставке в театре им. Волкова в 1981г., о выставках в русско-немецком доме в Москве,  юбилейной персональной выставке в музее истории города Ярославля в 2001г. Запомнилось участие в выставке
«Европастель»: в 2002г. в  Северной Италии и в 2003г. в Петербурге, в год 300-летия города.
 Его работы видели жители  Данилова, Пречистого, Рыбинска, Пошехонья,  городов Подмосковья и Звёздного городка, Костромы, Рязани, Красноярска, Кемерово и других городов. И везде неизменно поступали восторженные отзывы зрителей, подобные этому: «Бесконечно рады прикосновению к вашей чистой душе через удивительно светлое творчество! Тёплое, милое, нежное…».
     Интересно была организована в 1998г. передвижная выставка работ Адама Адамовича в Касселе, где выставка переезжала из кирхи в кирху.
     Скромность отличает художника  с творчеством большого масштаба. Адам Адамович никогда не стремился непременно попасть в члены СХР, но когда его работы увидели в 2002г. на персональной выставке в Международном художественном фонде в Москве, художника А.А.Шмидта приняли в члены Международного художественного фонда.
     Удивительно тепло и добросердечно проходит фестиваль «Германский  Монмартр» в г. Ингберт, где в первое воскресенье сентября ежегодно праздник вина и художников, а компетентное жюри оценивает конкурсные работы под номерами, не зная фамилий авторов.
                                                                    ---6---
Адаму Адамовичу посчастливилось  участвовать в фестивале  в 1996 г., где его картины, написанные на улицах немецкого города, заняли I и III место, а художник получил хорошую премию. Но приятней ярославскому мастеру, пожалуй, всё же была высокая оценка его труда.
     Вклад художника в культуру города Ярославля неоспоримо велик. Его работы выходили на суд зрителей Ярославля в залах музея-заповедника, митрополичьих палат, музея истории города, художественного музея, дома народного творчества,
Союза художников, дома политпросвещения, мэрии и домов культуры. Его творчество было представлено практически во всех культурных центрах города.
     Человек с большим жизненным багажом неизбежно предается воспоминаниям.
То, что трогает сердце – не забывается никогда! Адам Адамович часто вспоминает детские годы, свою семью, жизнь в довоенные годы в Ленинграде, своих учителей. Часто вспоминает свою вторую жену Елену Георгиевну, так много давшую ему,  с которой познакомились ещё в Сибири  на Молибденовом комбинате, и жили вместе дружно более 30 лет. В 1987г. тяжелая болезнь Елены Георгиевны  разлучила их.
    Никогда не забывает художник Шмидт, что в Ярославле и сегодня живут более тысячи человек жителей блокадного Ленинграда. В  скорбные даты он вместе со всеми «блокадниками» посещает памятные места в Ярославле, а теперь и новый мемориал – памятный знак в районе вокзала «Ярославль Главный».
    И в 90 лет он по-прежнему молод, подвижен, активен в работе, живо интересуется новостями города, участвует в различных культурных общественных мероприятиях, полон творческих планов.
Не перестает удивлять интересными находками в творчестве, новыми оригинальными историческими полотнами.
    Успевает заниматься и общественной работой. Участвовал в подготовке и обсуждении макетов памятного знака жертвам блокады.
Каждый приезд пастора Мартина Швайцера из Германии сопровождал его в поездках по городам России, где есть лютеранские общины. Помогал гостю в дороге и в общении на местах. Расписывал цокольный этаж церкви Петра и Павла  в  Петербурге. Продолжает участвовать в выставках.   Подготовил новые работы к тысячелетию Ярославля.     
     И всё же, для тех,  кто  знает Адама Адамовича, он, конечно, знаменит, прежде всего, своей природной добротой. А еще честностью, точностью, обязательностью, загадочным обаянием и величайшей работоспособностью.
     Работу художника трудно оценить лаконично, так широк его творческий диапазон деятельности. Но всё что он делает, за что берется – делает на отлично.


Р.S:  К своему юбилею 90-летний художник организовал и провел персональные выставки в С.Петербурге, Москве, Ярославле. К открытию юбилейной выставки в Ярославле АОО «МСНК» («Международный союз немецкой культуры») в Москве выпустил альбом репродукций «Адам Шмидт».

Историческая справка

     Россия XVII-XIX вв. принимала переселенцев  из Германии, принадлежавших к различным сословиям, значительную часть которых  в конце XVIII века составляли крестьяне.
     Манифест «О дозволении всем иностранцам, в Россию выезжающим, поселяться,
в которых губерниях они пожелают, и дарованных им правам»
был издан Екатериной II в 1762 году.
     В соответствии с положениями манифеста, считай большой государственной программы, переселенцы в России получали казенные земли бесплатно, значительные привилегии, в том числе свободу от воинской повинности, освобождение от высоких податей, сохранение уклада жизни и свободу вероисповедания. Немецким переселенцам предоставлялись плодородные пустующие земли в Тобольской, Астраханской, Оренбургской, Белгородской и других губерниях при условии принятия ими русского подданства.
     Во второй половине XIX века появилось новое законодательство для немецких колонистов, быстро ставших обладателями значительных капиталов. Правительство стремилось уравнять права немецких поселенцев с правами русских крестьян.
     Первыми переселенцами в Петербургскую губернию в 1766 году были крестьяне из Гессена, Вюртембурга, Бранденбурга. Под Петербургом разместились 110 семей, которые основали три колонии: на берегу Невы у Рыбной слободы (ныне Рыбацкое), самая большая колония под названием Ново-Саратовская (60семей), в верхнем течении р. Ижоры под названием Ижорская или Колпинская, и в 12 верстах от города на пути в Царское Село поселение Средняя Рогатка.
     Колонисты освобождались от податей, там, где поселялось много семей – и от налогов в течение 30 лет. Им выдавалась из государственной казны ссуда на строительство дома, покупку скота и инвентаря с выплатой в течение 10 лет без процентов равными частями.
     В период царствования Павла I при Сенате была создана Экспедиция государственного хозяйства, она занималась и опекой иностранцев, поселившихся в империи. В XIX в., во время правления  Александра I новые колонисты получили земли в районе Ораниенбаума, в поселке Извара, под Ямбургом. В 1811 г. заселяли земли под Павловском и в районе Стрельны, около почтовой станции Кипень. В 1812 г. между Ораниенбаумом и Петергофом. В 1817 г. появилась колония Этюп около Павловского парка и около Царского Села, ткач Кемпер основал Фридентальскую колонию, жители которой ткали шелковые ленты для царского двора.
     Т.о. к 20-м годам XIX в. Петербургской губернии образовалось 10 колоний немецких крестьян, у которых в то время был  высокий уровень земледелия: использовали трехпольную систему обработки земли, переходили к 6-7 польной, выращивали озимые и яровые хлеба. Картофель, знали основы ветеринарии. В зимний период все жители колонии занимались рукоделием и ремеслом. Они вели обособленный от русского населения образ жизни, между собой говорили исключительно на немецком языке.
     К середине XIX века, по данным 9-й ревизии 1856 г., число колонистов-домохозяев
в Петербургской губернии составляло 1744 (6 % всех немцев-колонистов России, которых насчитывалось в то время 28 тыс.). 
     Благоприятные природные условия, льготы, которые русское правительство предоставляло переселенцам из Германии, трудолюбие и хорошая организация сельскохозяйственных работ способствовали экономическому процветанию колоний. Подрастало новое поколение, и, конечно, земель, на которых обосновались предки, стало недостаточно. Младшие сыновья не могли наследовать землю отца, и были вынуждены основывать новые колонии. Колонисты были уже настолько состоятельны, что имели возможность покупать земли в окрестностях Петербурга. Так,  в 30-е годы XIX в. они  купили у графа Воронцова более 100 десятин земли в районе  между  с. Муриным и Лесным и создали колонию Гражданка. В 1834 г. около Петергофа основана колония Александровская из 8 домов. В 50-60-е годы число дочерних колоний росло быстро: Приютино (1856), Янино (1863), Каменка (1865), Фарфоровая (1865), Новое Парголово (1868), Маленькая колония рядом со старой Средней Рогаткой (1872), Ново-Александровская (1872), Веселая колония около суконной фабрики Торнтона (1880), в Мурине (1889), Широкие места (1895), Волкове около Каменки (1892 или 1900).
     Пользуясь правом распоряжаться данной им землей по своему усмотрению, крестьяне Ново-Саратовской колонии сдавали землю в аренду.
     Немецкие колонисты, накопив значительное состояние, могли, согласно указам от ноября 1863 г. и февраля 1877 г., выкупать земли, полученные в пользование ранее от государства.
     Немецким поселянам предоставлялись большие свободы выбора сословного состояния. Поселяне могли записываться в другие состояния (сословия), оставаясь по желанию в прежнем сословии, при условии, что будут нести по обоим состояниям все повинности и окладные сборы. Подтверждением этому может служить факт перехода  поселян Ново-Саратовской колонии Эйкстеров в Колпинское мещанство.
     Исследования правового положения немецких поселян- колонистов Петербургской губернии помогают понять процесс врастания этой относительно немногочисленной этнической группы в многонациональное Российское государство.
Специально для "Культурной эволюции"

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе