14 сентября 2010 ● Ксения ВОРОТЫНЦЕВА
Москва на три летних месяца (с захватом кусочка весны и фрагмента осени) окунулась – или, точнее, предложила окунуться – в воспоминания: с 28 мая в Центре фотографии имени братьев Люмьер показывают «Советское фотоискусство 60–70-х». Чёрно-белые снимки известных репортёров – в числе которых такие мэтры, как Владимир Лагранж или личный фотограф Брежнева Владимир Мусаэльян, – вызывают острую ностальгию по тому времени, когда мы впервые полетели в космос, когда по стране на волне энтузиазма строились Академгородки, Москву на зиму засыпало настоящим снегом и когда с плакатов на нас, казалось бы, непобедимо и вечно смотрел человек труда.
В студёную зимнюю пору 1961 года советский фотограф Владимир Лагранж сделал один из своих самых известных снимков «Бабуся» – фото маленькой девочки, основательно закутанной для прогулки на морозе. По этому простому кадру можно сказать об ушедшей эпохе практически всё: какая была мода, игрушки, как в обществе относились к детям, какой был уровень достатка, в каких климатических условиях жил фотограф. Этой антропологической и этнографической информацией – помимо явных (пусть и не всегда очевидных) художественных достоинств – ценны те более 350 фотографий, что были отобраны для выставки. Немного отступив, скажем, что часть экспозиции с августа можно увидеть на плакатах в вагонах московского метро – ещё одного символа советской эстетики, полноценного персонажа снятого в те же 60-е «Я шагаю по Москве». Однако, несмотря на то что пузатые торговые автоматы («Забавы», Владимир Лагранж, 1961), детские ретроколяски («Молодой отец», Андрей Князев, 1960-е) и начёсы у девушек-статисток на снимках тех лет могут тронуть любого – даже родившегося лет на тридцать позже, – главным всё-таки видится то, что упрямо проступает сквозь эти бытовые мелочи.